12 октября 2015 года в Москву съехались участники 66-ой Генеральной Ассамблеи Всемирной медицинской ассоциации (ВМА). ВМА как и ВОЗ была создана в 1947 году, однако, в течении 54-х лет ни СССР, ни Россия не могли стать членами этой самой авторитетной международной организации врачей. Причина только одна: в нашей стране врач не является субъектом права в системе здравоохранения. И, тем не менее, в 2002 году, в виде исключения, Россия в лице Общероссийской общественной организации «Российское медицинское общество» (РМО), была принята в члены ВМА, причем единогласно и при тайном голосовании. Однако, в нашей стране это событие никем замечено не было. В 2012 году РМО в непростой конкурентной борьбе выиграло право на проведение в Москве в 2015 году 66-ой Генеральной Ассамблеи ВМА, но и эта победа РМО осталась без внимания со стороны государственных структур страны.
ВМА представляет интересы более 10 миллионов врачей из 115 стран мира, в чем причина такого невосприятия ВМА в России, в том числе и со стороны Минздрава? Накануне заседания Всемирного врачебного парламента в Москве корреспондент Медицинской Газеты побеседовал с Генеральным Секретарем РМО, членом Совета ВМА, к.м.н. Леонидом Михайловым.
— В нашей стране врачам ничего не известно о ВМА, почему?
— ВМА – это неправительственная международная организация, членами которой являются национальные врачебные организации разных стран. Только одна врачебная организация может представлять страну в ВМА. Функционируя как Всемирный врачебный парламент, ВМА на своих ежегодных Генеральных Ассамблеях принимает международные документы в виде протоколов, резолюций, деклараций, в таких областях медицины, как этика, право, социомедицинская сфера и др. Базовым принципом положенным в основу ВМА является принцип профессиональной автономии врачей, как главное условие реализации права человека на здоровье. Именно поэтому члены национальных врачебных организаций — врачи, свою профессиональную деятельность осуществляют автономно от созданных в их странах органов управления здравоохранением. В этом заключается принципиальное отличие систем здравоохранения стран членов ВМА от российской системы здравоохранения. Управление и регулирование профессиональной деятельностью врачей в странах членах ВМА осуществляются через национальные врачебные организации, а управление здравоохранением находится в компетенции государственных органов. Фактически, ВОЗ и ВМА работают параллельно, только ВОЗ координирует деятельность правительств в сфере здравоохранения, а ВМА национальных врачебных организаций, поскольку врачи в странах ВМА являются субъектами права в системе здравоохранения своих стран. В российской системе здравоохранения такого разделения нет и те кто ей управляют разделять свои полномочия с врачами не хотят, даже несмотря на то, что такая система управления очевидно неэффективна, поэтому и стараются сделать все, чтобы врачи в России ничего не знали ни о ВМА, ни о Генеральной Ассамблее ВМА в Москве.
— Какая необходимость в таком разделении?
— Без этого разделения невозможно достичь цели, ради которой создается система здравоохранения. Цель системы здравоохранения – реализация -права человека на здоровье. Реализовать это право человек может только через другого человека — врача, обладающего знаниями о здоровье и болезнях человека, при условии, если врач обладает профессиональной, этической и имущественной ответственностью за результаты своей профессиональной деятельности перед национальной врачебной организацией, а эта организация аналогичной системой ответственности перед обществом и государством. В результате разделения прав и обязанностей, полномочий и ответственности за здоровье населения между национальной врачебной организацией и органами государственного управления здравоохранения, формируется система ответственности врачей (то, что отсутствует в России), без создания которой невозможно сформировать систему права человека на здоровье, а следовательно достичь цели, ради которой создается система здравоохранения. Причем, чем лучше организована система ответственности врачей, тем больше прав как у пациентов, так и у врачей, а следовательно лучше условия для поддержания высокого уровня здоровья населения страны, в чем теоретически должно быть заинтересовано государство.
— Какой главный недостаток действующей в России системы здравоохранения?
— Системной ошибкой в действующей в России системе здравоохранения является отсутствие в ее структуре национальной врачебной организации, что не позволяет сформировать систему ответственности врачей за результаты их профессиональной деятельности и что не менее важно, создать конкурентную среду в сфере медицинских услуг, а так же условия для самоорганизации и саморазвития системы изнутри. Практика показывает, что попытки развивать и организовывать систему сверху очень затратны и не дают желаемого результата.
— Что мешает изменить систему?
— Известно, что система сама себя реформировать не может. Более того, системные ошибки однажды заложенные в систему имеют свойство быть очень устойчивыми. Первое, это «Проблема менталитета»: большинство руководителей здравоохранения, не говоря уже о врачах, не имеют представления о том, как в реальности функционируют системы здравоохранения иной конструкции, в которых врач является субъектом права. Второе: Пока еще нет осознания, в том числе и у Минздрава, что конструкция действующей системы здравоохранения решить задачи стоящие перед ней в принципе не может и что только через изменение действующей конструкции, то есть устранения системной ошибки, система может стать эффективной. Неоднократные попытки подпитать неэффективную систему финансовыми средствами уже доказали свою бессмысленность.
Однако, наиболее сдерживающим из факторов, является нежелание административных структур расставаться со своими избыточными полномочиями, даже несмотря на то, что на практике они их полноценно реализовать не могут и от неэффективности их деятельности страдают и врачи и пациенты. Если же заглянуть поглубже, то первопричиной этого явления является отсутствие своей личной нравственной ответственности за каждую жизнь человека в своей стране. Государственная служба – это профессиональная деятельность связанная с осуществлением государственных полномочий, что требует высокой моральной культуры. Неудержимое стремление людей к стяжанию материальных благ приводит к глубокой деморализации общества и больше всего это отражается на тех профессиях в которых мораль является системообразующим фактором. К сожалению, приходится констатировать, что многие руководители и врачи предпочитают приспособиться к системе и не обременяют себя моральной ответственностью за ее неэффективность.
— Что нужно, чтобы сделать систему нормальной?
— Это возможно только через политическое решение, основанное как на понимании бесперспективности действующей модели, так и на личной ответственности за здоровье людей в стране, причем не ниже уровня министра здравоохранения. Сами врачи, не имея системных представлений о врачебном самоуправлении и саморегулировании самоорганизоваться в реальную, полноценную врачебную корпорацию никогда не смогут. Создать видимость, бутафорию конечно можно, но это очковтирательство — тяжелое моральное преступление, основанное на обмане врачей, их малограмотности в вопросах врачебного самоуправления и зависимости от административной системы управления. Хотя жизнь показала, что у нас любят сами себя обманывать, «жить понарошку». Но это очень опасно, так как может привести к глубокому отставанию в развитии, преодолевать которое будет очень непросто.
— Как этого избежать?
— Способ только один, обратиться к специалистам, причем только российским и прошедшим школу ВМА, иностранные в любом случае будут действовать в своих интересах. Однако, эти специалисты будут востребованы только в случае наличия политического заказа на создание новой системы здравоохранения. Если такое случится, то в течение 1,5-2-х лет в России можно создать высокоэффективную систему, способную конкурировать с экономически развитыми странами мира. То, что с каждым годом растет число людей, предпочитающих лечиться за рубежом нехороший симптом для здравоохранения в России. Только специалистам известно какой должна быть модель врачебного самоуправления и саморегулирования, чтобы она была конкурентоспособна по отношению к ведущим врачебным корпорациям мира в ближайшей перспективе и не имела системных ошибок, которые придется потом искоренять десятилетиями, как ее собрать, в какой последовательности и каким способом, какой тип устава необходим для врачебной организации в России, как сформировать систему выборов, систему принятия решений, имущественной ответственности, без которой передача каких-либо полномочий национальной врачебной организации в принципе невозможна и многое-многое другое, а главное как в короткие сроки обучить врачей такому предмету, как корпоративное управление в регулировании профессиональной деятельности врачей без знания врачами этой медицинской дисциплины врачебную корпорацию создать нельзя.
— В чем необходимость создания такой системы для России?
— Ответ очень прост — конкуренция. Россия не единственное государство в мире и система здравоохранения страны – это система ее жизнеобеспечения. Если система здравоохранения России не будет конкурентоспособна, она никогда не обеспечит независимость государства в такой важной сфере, как здравоохранение, а следовательно экономике, демографии, обороне и т.д. А то, что система здравоохранения в которой врачи способны сами управлять своей профессиональной деятельностью всегда будет конкурентнее системы в которой профессиональной деятельностью врачей управляет государство, сомнений ни у кого не вызывает. Без правильного построения системы врачебного самоуправления и саморегулирования, создать конкурентную среду в системе здравоохранения нельзя. А конкурентоспособность любого государства в этой сфере определяется соответствием уровня внутренней конкуренции внешнему. И если ее нет, то о независимости государства в сфере здравоохранения говорить не приходится.
— Получается так, что на Генеральную Ассамблею ВМА в Москву приезжают врачи, работающие в системах здравоохранения принципиально отличных от России и к тому же еще и наши конкуренты?
— Недавно у нас состоялась встреча в Минздраве, на которой вспомнили о рабочей поездке в Израиль, там нам показывали, в том числе, большой государственный госпиталь в Тель-Авиве. Кто нас принимал в госпитале, — председатель профсоюза врачей, почему? Потому, что все вопросы организации клинической работы находятся в компетенции профсоюза врачей, а не в компетенции директора, который представляет интересы собственника, то есть государства. Это и есть реализованный на практике принцип профессиональной автономии, когда за медицину в медицинской организации, причем неважно какой формы собственности (частной, государственной и т.д.), отвечают врачи, в лице профсоюза врачей. Обратите внимание, не один врач, а все врачи клиники, а значит каждый врач персонально. Собственник медицинской организации не может закупать оборудование, лекарственные препараты без согласования с профсоюзом врачей, то есть с врачами, которые совместно осуществляют свою медицинскую деятельность. Профсоюз врачей определяет какое им нужно оборудование, какие лекарства, каких специалистов брать на работу и т.д. Профессиональная свобода в обмен на профессиональную ответственность – это то, чего так не хватает врачам России и системе здравоохранения в целом для ее развития и обеспечения ее конкурентоспособности и эффективности.
В нашей стране Минздрав совмещает две очень разные по своему целеполаганию функции, которые по своей природе несовместимы: функцию государственного регулятора и функцию государственной управляющей компании – некой госкорпорации с монополией на управление всей отраслью, то есть Минздрав сам себя регулирует, сам себя контролирует, сам всем управляет, а на практике еще и сам за собой надзирает. И незачем удивляться масштабам коррупции в отрасли, если она создается самой конструкцией системы или конструкция создана под нее. Вот и возникает у людей соблазн жить по принципу «Живем один раз». Нельзя соблазнять людей. Если мы хотим, чтобы люди были правильные их надо ставить в правильные условия для жизни и работы, иначе они утратят интерес даже к судьбе государства в котором они живут.
— Как к этому относятся в ВМА?
— Декларируя принцип профессиональной автономии врачей, ВМА безусловно уважает право Минздрава на независимое принятие решений. Однако, любая аффилированность государственных структур управления с какой-либо негосударственной организацией не только является нарушением гражданских прав и антимонопольного законодательства, но и имеет в своей основе серьезный моральный дефект, когда государство в лице исполнительной власти делит граждан своей страны на «своих» и «чужих», не говоря уже о размывании системы ответственности за принимаемые решения между государством и аффелированной структурой, что создает большие препятствия для сотрудничества. Есть этика государственного управления и этика врачебной деятельности, при любом нарушении их принципов страдает как дело, так и те, кто участвуют в его делании. Вот почему система так называемого общественно-государственного или государственно-общественного управления находится за пределами правового и этического понимания ВМА.
Когда от решения одного человека зависит профессиональная деятельность сотен тысяч врачей, это не только, мягко говоря, сильно обезличивает само врачебное сообщество, но и является довольно изощренным нравственным унижением личности врача, а ведь большинство людей пришедших в медицину пришли в нее по зову сердца. Именно поэтому ВМА, принимая свои решения, не может зависеть от позиции руководителей тех или иных административных структур. Более того, специальными документами ВМА запрещена реклама врачей, не говоря уже о саморекламе, это рассматривается ВМА как неуважение к своим коллегам.
— Как Вы полагаете, проведение 66-ой Генеральной Ассамблеи ВМА в России может инициировать процесс реформирования системы здравоохранения в нашей стране на основе принципов ВМА?
— Своей главной задачей мы видели сделать доступным опыт ВМА для врачей в России. РМО не только аккумулировала этот опыт, но и тщательно его систематизировала, то есть подготовила к применению. До членства России в ВМА, ни одна национальная врачебная организация член ВМА не согласилась сотрудничать с врачами России, сначала станьте членом ВМА, говорили они. И это не случайно, ВМА не хочет вступать во взаимодействие с организациями, не разделяющими ее идеологии, она готова к сотрудничеству, но только в рамках идеологии ВМА. РМО, оценившее все преимущества этой идеологии не только сделало Россию членом ВМА, но и получило право на проведение 200-ой сессии Совета ВМА в г. Санкт-Петербурге в апреле этого года и Генеральной Ассамблеи ВМА в октябре в Москве. Не скрою, для нас было важно, чтобы эти события состоялись в России в год 70-летия Победы в Великой отечественной войне и 70-летия ООН и мы сделали все, чтобы это произошло. Никогда за всю историю ВМА одной стране не предоставлялась возможность в один год на проведение и Совета и Генеральной Ассамблеи ВМА. Однако, в нашей стране этот результат, полученный не за государственный счет, никак оценен не был. Наверное время еще не пришло.
Станет ли ВМА доступной для врачей, в нашей стране конечно зависит только от министра здравоохранения, только он имеет всю полноту моральной ответственности за работу системы здравоохранения в стране, хотя не исключено, что есть факторы, которые серьезно влияют на возможность самостоятельного принятия им решений. Как бы то ни было, свою задачу мы выполнили, привели ВМА в Россию. Выиграть проведение Генеральной Ассамблеи ВМА в международной медицине часто сравнивают с получением права на проведение олимпийских игр. Это большой праздник для врачей той страны в которой проходит Генеральная Ассамблея ВМА. Есликому-то из врачей посчастливится побывать на Генеральной Ассамблее ВМА в Москве, впечатления от ее посещения останутся незабываемые: прежде всего это особая атмосфера и воздух профессиональной свободы и личной ответственности за то, что происходит в здравоохранении твоей страны и мира в целом, который меняет людей на глазах и вдохнув его, другим дышать уже не можешь. Многие наблюдали за выступлениями на 70-й Генеральной Ассамблее ООН, так вот по глубине выступлений, значимости обсуждаемых проблем и яркости речей Генеральная Ассамблея ВМА эмоционально даже ярче. Все проходит, и 66-ая Генеральная Ассамблея ВМА в Москве пройдет, а вопрос останется: в какой системе здравоохранения будет жить страна дальше и какие перспективы у врачей в этой системе. И от ответа на этот вопрос зависит и жизнь, и здоровье наших сограждан, и способность нашей страны противостоять современным вызовам и угрозам. Придет время и каждому придется дать отчет кому он служил: Богу, Отечеству, ближнему или мамоне.
Источник: «Медицинская газета» №76 от 09.10.2015 г.
ВМА представляет интересы более 10 миллионов врачей из 115 стран мира, в чем причина такого невосприятия ВМА в России, в том числе и со стороны Минздрава? Накануне заседания Всемирного врачебного парламента в Москве корреспондент Медицинской Газеты побеседовал с Генеральным Секретарем РМО, членом Совета ВМА, к.м.н. Леонидом Михайловым.
— В нашей стране врачам ничего не известно о ВМА, почему?
— ВМА – это неправительственная международная организация, членами которой являются национальные врачебные организации разных стран. Только одна врачебная организация может представлять страну в ВМА. Функционируя как Всемирный врачебный парламент, ВМА на своих ежегодных Генеральных Ассамблеях принимает международные документы в виде протоколов, резолюций, деклараций, в таких областях медицины, как этика, право, социомедицинская сфера и др. Базовым принципом положенным в основу ВМА является принцип профессиональной автономии врачей, как главное условие реализации права человека на здоровье. Именно поэтому члены национальных врачебных организаций — врачи, свою профессиональную деятельность осуществляют автономно от созданных в их странах органов управления здравоохранением. В этом заключается принципиальное отличие систем здравоохранения стран членов ВМА от российской системы здравоохранения. Управление и регулирование профессиональной деятельностью врачей в странах членах ВМА осуществляются через национальные врачебные организации, а управление здравоохранением находится в компетенции государственных органов. Фактически, ВОЗ и ВМА работают параллельно, только ВОЗ координирует деятельность правительств в сфере здравоохранения, а ВМА национальных врачебных организаций, поскольку врачи в странах ВМА являются субъектами права в системе здравоохранения своих стран. В российской системе здравоохранения такого разделения нет и те кто ей управляют разделять свои полномочия с врачами не хотят, даже несмотря на то, что такая система управления очевидно неэффективна, поэтому и стараются сделать все, чтобы врачи в России ничего не знали ни о ВМА, ни о Генеральной Ассамблее ВМА в Москве.
— Какая необходимость в таком разделении?
— Без этого разделения невозможно достичь цели, ради которой создается система здравоохранения. Цель системы здравоохранения – реализация -права человека на здоровье. Реализовать это право человек может только через другого человека — врача, обладающего знаниями о здоровье и болезнях человека, при условии, если врач обладает профессиональной, этической и имущественной ответственностью за результаты своей профессиональной деятельности перед национальной врачебной организацией, а эта организация аналогичной системой ответственности перед обществом и государством. В результате разделения прав и обязанностей, полномочий и ответственности за здоровье населения между национальной врачебной организацией и органами государственного управления здравоохранения, формируется система ответственности врачей (то, что отсутствует в России), без создания которой невозможно сформировать систему права человека на здоровье, а следовательно достичь цели, ради которой создается система здравоохранения. Причем, чем лучше организована система ответственности врачей, тем больше прав как у пациентов, так и у врачей, а следовательно лучше условия для поддержания высокого уровня здоровья населения страны, в чем теоретически должно быть заинтересовано государство.
— Какой главный недостаток действующей в России системы здравоохранения?
— Системной ошибкой в действующей в России системе здравоохранения является отсутствие в ее структуре национальной врачебной организации, что не позволяет сформировать систему ответственности врачей за результаты их профессиональной деятельности и что не менее важно, создать конкурентную среду в сфере медицинских услуг, а так же условия для самоорганизации и саморазвития системы изнутри. Практика показывает, что попытки развивать и организовывать систему сверху очень затратны и не дают желаемого результата.
— Что мешает изменить систему?
— Известно, что система сама себя реформировать не может. Более того, системные ошибки однажды заложенные в систему имеют свойство быть очень устойчивыми. Первое, это «Проблема менталитета»: большинство руководителей здравоохранения, не говоря уже о врачах, не имеют представления о том, как в реальности функционируют системы здравоохранения иной конструкции, в которых врач является субъектом права. Второе: Пока еще нет осознания, в том числе и у Минздрава, что конструкция действующей системы здравоохранения решить задачи стоящие перед ней в принципе не может и что только через изменение действующей конструкции, то есть устранения системной ошибки, система может стать эффективной. Неоднократные попытки подпитать неэффективную систему финансовыми средствами уже доказали свою бессмысленность.
Однако, наиболее сдерживающим из факторов, является нежелание административных структур расставаться со своими избыточными полномочиями, даже несмотря на то, что на практике они их полноценно реализовать не могут и от неэффективности их деятельности страдают и врачи и пациенты. Если же заглянуть поглубже, то первопричиной этого явления является отсутствие своей личной нравственной ответственности за каждую жизнь человека в своей стране. Государственная служба – это профессиональная деятельность связанная с осуществлением государственных полномочий, что требует высокой моральной культуры. Неудержимое стремление людей к стяжанию материальных благ приводит к глубокой деморализации общества и больше всего это отражается на тех профессиях в которых мораль является системообразующим фактором. К сожалению, приходится констатировать, что многие руководители и врачи предпочитают приспособиться к системе и не обременяют себя моральной ответственностью за ее неэффективность.
— Что нужно, чтобы сделать систему нормальной?
— Это возможно только через политическое решение, основанное как на понимании бесперспективности действующей модели, так и на личной ответственности за здоровье людей в стране, причем не ниже уровня министра здравоохранения. Сами врачи, не имея системных представлений о врачебном самоуправлении и саморегулировании самоорганизоваться в реальную, полноценную врачебную корпорацию никогда не смогут. Создать видимость, бутафорию конечно можно, но это очковтирательство — тяжелое моральное преступление, основанное на обмане врачей, их малограмотности в вопросах врачебного самоуправления и зависимости от административной системы управления. Хотя жизнь показала, что у нас любят сами себя обманывать, «жить понарошку». Но это очень опасно, так как может привести к глубокому отставанию в развитии, преодолевать которое будет очень непросто.
— Как этого избежать?
— Способ только один, обратиться к специалистам, причем только российским и прошедшим школу ВМА, иностранные в любом случае будут действовать в своих интересах. Однако, эти специалисты будут востребованы только в случае наличия политического заказа на создание новой системы здравоохранения. Если такое случится, то в течение 1,5-2-х лет в России можно создать высокоэффективную систему, способную конкурировать с экономически развитыми странами мира. То, что с каждым годом растет число людей, предпочитающих лечиться за рубежом нехороший симптом для здравоохранения в России. Только специалистам известно какой должна быть модель врачебного самоуправления и саморегулирования, чтобы она была конкурентоспособна по отношению к ведущим врачебным корпорациям мира в ближайшей перспективе и не имела системных ошибок, которые придется потом искоренять десятилетиями, как ее собрать, в какой последовательности и каким способом, какой тип устава необходим для врачебной организации в России, как сформировать систему выборов, систему принятия решений, имущественной ответственности, без которой передача каких-либо полномочий национальной врачебной организации в принципе невозможна и многое-многое другое, а главное как в короткие сроки обучить врачей такому предмету, как корпоративное управление в регулировании профессиональной деятельности врачей без знания врачами этой медицинской дисциплины врачебную корпорацию создать нельзя.
— В чем необходимость создания такой системы для России?
— Ответ очень прост — конкуренция. Россия не единственное государство в мире и система здравоохранения страны – это система ее жизнеобеспечения. Если система здравоохранения России не будет конкурентоспособна, она никогда не обеспечит независимость государства в такой важной сфере, как здравоохранение, а следовательно экономике, демографии, обороне и т.д. А то, что система здравоохранения в которой врачи способны сами управлять своей профессиональной деятельностью всегда будет конкурентнее системы в которой профессиональной деятельностью врачей управляет государство, сомнений ни у кого не вызывает. Без правильного построения системы врачебного самоуправления и саморегулирования, создать конкурентную среду в системе здравоохранения нельзя. А конкурентоспособность любого государства в этой сфере определяется соответствием уровня внутренней конкуренции внешнему. И если ее нет, то о независимости государства в сфере здравоохранения говорить не приходится.
— Получается так, что на Генеральную Ассамблею ВМА в Москву приезжают врачи, работающие в системах здравоохранения принципиально отличных от России и к тому же еще и наши конкуренты?
— Недавно у нас состоялась встреча в Минздраве, на которой вспомнили о рабочей поездке в Израиль, там нам показывали, в том числе, большой государственный госпиталь в Тель-Авиве. Кто нас принимал в госпитале, — председатель профсоюза врачей, почему? Потому, что все вопросы организации клинической работы находятся в компетенции профсоюза врачей, а не в компетенции директора, который представляет интересы собственника, то есть государства. Это и есть реализованный на практике принцип профессиональной автономии, когда за медицину в медицинской организации, причем неважно какой формы собственности (частной, государственной и т.д.), отвечают врачи, в лице профсоюза врачей. Обратите внимание, не один врач, а все врачи клиники, а значит каждый врач персонально. Собственник медицинской организации не может закупать оборудование, лекарственные препараты без согласования с профсоюзом врачей, то есть с врачами, которые совместно осуществляют свою медицинскую деятельность. Профсоюз врачей определяет какое им нужно оборудование, какие лекарства, каких специалистов брать на работу и т.д. Профессиональная свобода в обмен на профессиональную ответственность – это то, чего так не хватает врачам России и системе здравоохранения в целом для ее развития и обеспечения ее конкурентоспособности и эффективности.
В нашей стране Минздрав совмещает две очень разные по своему целеполаганию функции, которые по своей природе несовместимы: функцию государственного регулятора и функцию государственной управляющей компании – некой госкорпорации с монополией на управление всей отраслью, то есть Минздрав сам себя регулирует, сам себя контролирует, сам всем управляет, а на практике еще и сам за собой надзирает. И незачем удивляться масштабам коррупции в отрасли, если она создается самой конструкцией системы или конструкция создана под нее. Вот и возникает у людей соблазн жить по принципу «Живем один раз». Нельзя соблазнять людей. Если мы хотим, чтобы люди были правильные их надо ставить в правильные условия для жизни и работы, иначе они утратят интерес даже к судьбе государства в котором они живут.
— Как к этому относятся в ВМА?
— Декларируя принцип профессиональной автономии врачей, ВМА безусловно уважает право Минздрава на независимое принятие решений. Однако, любая аффилированность государственных структур управления с какой-либо негосударственной организацией не только является нарушением гражданских прав и антимонопольного законодательства, но и имеет в своей основе серьезный моральный дефект, когда государство в лице исполнительной власти делит граждан своей страны на «своих» и «чужих», не говоря уже о размывании системы ответственности за принимаемые решения между государством и аффелированной структурой, что создает большие препятствия для сотрудничества. Есть этика государственного управления и этика врачебной деятельности, при любом нарушении их принципов страдает как дело, так и те, кто участвуют в его делании. Вот почему система так называемого общественно-государственного или государственно-общественного управления находится за пределами правового и этического понимания ВМА.
Когда от решения одного человека зависит профессиональная деятельность сотен тысяч врачей, это не только, мягко говоря, сильно обезличивает само врачебное сообщество, но и является довольно изощренным нравственным унижением личности врача, а ведь большинство людей пришедших в медицину пришли в нее по зову сердца. Именно поэтому ВМА, принимая свои решения, не может зависеть от позиции руководителей тех или иных административных структур. Более того, специальными документами ВМА запрещена реклама врачей, не говоря уже о саморекламе, это рассматривается ВМА как неуважение к своим коллегам.
— Как Вы полагаете, проведение 66-ой Генеральной Ассамблеи ВМА в России может инициировать процесс реформирования системы здравоохранения в нашей стране на основе принципов ВМА?
— Своей главной задачей мы видели сделать доступным опыт ВМА для врачей в России. РМО не только аккумулировала этот опыт, но и тщательно его систематизировала, то есть подготовила к применению. До членства России в ВМА, ни одна национальная врачебная организация член ВМА не согласилась сотрудничать с врачами России, сначала станьте членом ВМА, говорили они. И это не случайно, ВМА не хочет вступать во взаимодействие с организациями, не разделяющими ее идеологии, она готова к сотрудничеству, но только в рамках идеологии ВМА. РМО, оценившее все преимущества этой идеологии не только сделало Россию членом ВМА, но и получило право на проведение 200-ой сессии Совета ВМА в г. Санкт-Петербурге в апреле этого года и Генеральной Ассамблеи ВМА в октябре в Москве. Не скрою, для нас было важно, чтобы эти события состоялись в России в год 70-летия Победы в Великой отечественной войне и 70-летия ООН и мы сделали все, чтобы это произошло. Никогда за всю историю ВМА одной стране не предоставлялась возможность в один год на проведение и Совета и Генеральной Ассамблеи ВМА. Однако, в нашей стране этот результат, полученный не за государственный счет, никак оценен не был. Наверное время еще не пришло.
Станет ли ВМА доступной для врачей, в нашей стране конечно зависит только от министра здравоохранения, только он имеет всю полноту моральной ответственности за работу системы здравоохранения в стране, хотя не исключено, что есть факторы, которые серьезно влияют на возможность самостоятельного принятия им решений. Как бы то ни было, свою задачу мы выполнили, привели ВМА в Россию. Выиграть проведение Генеральной Ассамблеи ВМА в международной медицине часто сравнивают с получением права на проведение олимпийских игр. Это большой праздник для врачей той страны в которой проходит Генеральная Ассамблея ВМА. Если
Источник: «Медицинская газета» №76 от 09.10.2015 г.