Разберемся, на что обращать внимание врачу, который в преддверии аккредитации самостоятельно строит свою образовательную траекторию.
Учить врачей по-новому в рамках начали еще в 2013 году реформирования системы дополнительного профессионального образования, когда вышел приказ Минздрава РФ № 837. Именно тогда началась реализация модели непрерывного медицинского образования с использованием системы зачетных кредитов для врачей. Первыми опробовали новую систему повышения квалификации участковые терапевты, педиатры, врачи общей врачебной практики (семейные врачи) в некоторых регионах России.
Пилотный проект позволил отработать инновационные подходы в российском профессиональном образовании и гармонизировать его с международным опытом, а также сделать шаг к персонифицированности обучения. Проект охватил 16 образовательных и научных организаций, 11 общественных профессиональных организаций, более 500 медицинских специалистов. С 2015 года реализацию пилотного проекта по реализации непрерывного медицинского образования с использованием балльной системы было решено продолжить. Подключились другие образовательные учреждения, профессиональные врачебные организации, расширился спектр врачебных специальностей. В результате новая модель непрерывного образования врачей обросла подробностями и стала более четкой.
2016 год официально объявлен годом введения аккредитации врачей. Отметим, аккредитация врачей будет проходить поэтапно в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов. Теперь врач, поставивший перед собой задачу быть хорошим специалистом, разбивает свое обучение на отдельные модули. Модули суммируются в пятилетнем интервале. Каждый врач определяет свою образовательную траекторию самостоятельно. Для этого он выбирает разные варианты обучения: очные курсы, дистанционные курсы, мастер-классы, симуляционные тренинги, конференции и пр. За пять лет по правилам необходимо набрать 250 часов.
Важно, чтобы организации, предоставляющие те или иные варианты обучения, были аккредитованы Координационным советом по непрерывному высшему медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России. Только при этом условии все результаты обучения (баллы или кредиты) будут суммироваться.
Для нашей большой страны всегда актуально, что часть образовательных модулей врач может пройти без отрыва от работы. Существуют интерактивные интернет-курсы, освоить которые можно дистанционно. Уже успешно работают и имеют постоянных подписчиков интернет-порталы, предоставляющие такие услуги. Наиболее яркий пример такого портала — http://uroedu.ru/, предоставляющий образовательные и информационные услуги в виде интерактивных модулей для урологов.
Недавно появился портал, зарегистрировавшись на котором, врач получает официальную возможность построения своей образовательной траектории. Портал http://nmo.rosminzdrav.ru/ имеет удобную навигацию, но пока не достаточно наполнен конкретными модулями. Тем не менее, уже понятно, что набрать баллы можно как путем самостоятельного изучения модулей, так и через непосредственное участие в образовательных программах и циклах, представленных на портале непрерывного медицинского образования Минздрава России.
Для начала изучения электронных модулей достаточно добавить их в свой индивидуальный план обучения. При этом, как поясняется разработчиками, врач может быть перенаправлен на сайт провайдера электронного модуля. Для зачисления баллов, полученных при участии в образовательных мероприятиях, необходимо ввести индивидуальный код подтверждения, указанный в Свидетельстве участника.
Хорошая новость для тех, кто ранее проходил обучение без использования портала непрерывного медицинского образования: результаты этого обучения можно перенести на портал НМО. Но есть необходимое условие: регистрация вашей образовательной организации на портале НМО. Только в этом случае данные будут синхронизированы. Учет баллов, набранных при участии вне программ дополнительного профессионального образования, возможен только при условии регистрации мероприятия или электронного материала на портале НМО.
Портал НМО предоставляет возможность подготовить отчет для предъявления его аттестационной комиссии. Для подготовки отчета врачу необходимо выбрать период и проставить галочки рядом с нужными результатами обучения, или нажать кнопку «Выбрать все». После отбора данных для отчета — нажать кнопку «Сформировать и отправить». Врачу будет предложено выбрать аккредитационный центр для отправки отчета. Все образовательные мероприятия и электронные образовательные материалы, которые доступны на портале http://nmo.rosminzdrav.ru/ для добавления в Индивидуальный план обучения, проходят оценку на соответствие установленным требованиям. Оценка проводится Комиссией Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Требования к электронным образовательным мероприятиям и образовательным мероприятиям, а также порядок проведения оценки опубликованы в разделе «Документы».