Соответствующее распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р размещено на официальном сайте кабмина.
Напомним, основные принципы саморегулирования были заложены в базовом законе о саморегулируемых организациях, принятом ещё в 2007 г. Фактическое наполнение саморегулирования и передача государственных функций СРО осуществляется с помощью корректировки отраслевых законов. Такой подход привел к тому, что в различных отраслях саморегулирование развивается неодинаково и имеет существенную специфику.
В этой связи в 2014 г. Минэкономразвития России был подготовлен новый проект Концепции совершенствования механизмов саморегулирования (далее — проект Концепции), который был в целом одобрен на заседании Правительства РФ в январе 2015 года. Затем Минэкономразвития с участием РСПП дорабатывало проект Концепции.
В Концепции отмечены проблемы саморегулирования:
— низкая универсальность базового закона о саморегулировании,
— отсутствие регулирования национальных объединений СРО,
— слабое развитие стандартизации в системе СРО и др.
Принятая Концепция направлена на формирование единой общегосударственной модели саморегулирования, позволяющей использовать потенциал этого института для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Концепцией предусмотрены основные направления реформирования системы саморегулирования:
— уточнение общеправовых основ института саморегулирования;
— совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования;
— совершенствование стандартизации деятельности в системе саморегулирования;
— установление правовых основ создания и деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций;
— повышение эффективности контроля саморегулируемыми организациями за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров;
— совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов административной ответственности саморегулируемых организаций за нарушение обязательных требований, выявленные при государственном контроле (надзоре);
— усиление стимулов для создания и развития саморегулируемых организаций с добровольным членством.
Реализована концепции предусмотрена в три этапа. На первом этапе (2016 год) предполагается на законодательном уровне обеспечить принятие общегосударственной модели саморегулирования.
Цель второго этапа (2017–2018 годы) – обеспечение эффективного функционирования общегосударственной модели саморегулирования, развитие добровольного саморегулирования. На третьем этапе (2019–2020 годы) предполагается сближение моделей обязательного и добровольного саморегулирования и делегирование полномочий саморегулируемым организациям с добровольным членством.
Источник: «Экономика и жизнь»