Генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» Александр Солонин рассказал, зачем нужны медицинские СРО.
Переход на саморегулирование в области медицины планировался с 2013 года, однако за истекшее время мало что изменилось: закон о медСРО так и не приняли, и участие в общественных организациях остается делом исключительно добровольным, хотя тема витает в воздухе, в том числе среди известных медицинских сообществ, например, в Национальной медицинской палате.
Генеральный директор одного из первых подобных СРО — «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» — Александр Солонин рассказал «Общественному контролю», что могли бы сделать медицинские СРО для медиков и их пациентов.
— Александр Владиславович, чем отличается саморегулирование в медицине от других сфер деятельности?
— ФЗ № 315, регулирующий деятельность СРО, дает четкие разграничения: организации, которые объединяют юридические лица, то есть СРО по предпринимательскому типу, и организации профессиональные, объединяющие физических лиц по принадлежности к профессии. Сейчас в сфере здравоохранения РФ существуют более 10 СРО, работающих по предпринимательскому типу — например, такие большие некоммерческие организации, как Ассоциация частных многопрофильных клиник (Москва) или «Объединение частных медицинских клиник и центров». Но все они объединяют только частные медицинские организации, хотя полноценное регулирование в отрасли здравоохранения требует охвата медицинских организаций как хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности.
То есть в медицинской отрасли необходима замена термина «предпринимательская деятельность» на термин «деятельность хозяйствующих субъектов». Когда же речь идет о профессиональных медицинских СРО (которые только начинают создаваться — в Челябинске, например, зарегистрирована первая СРО травматологов), то прежде всего должен быть решен вопрос о статусе врача как субъекте лицензионного права, тогда он будет иметь больше прав и одновременно нести большую ответственность.
Например, в случае многократных обоснованных претензий к одному и тому же врачу он должен заслуженно нести как материальную, так и профессиональную ответственность вплоть до исключения из СРО и лишения права заниматься медицинской деятельностью, причем лишать этого права должны коллеги по «цеху» с учетом требований и информации от СРО медицинских организаций.
— Когда говорят о медицинском саморегулировании, неизбежно заходит речь о взаимоотношениях частных и государственных клиник…
— В настоящий момент медицинская организация должна выполнять огромное количество, в том числе и избыточных, нормативно-правовых требований, необходимых для осуществления деятельности. Это более 450 нормативно-правовых актов. Но по факту получается, что в настоящий момент предпринимательскую деятельность осуществляют не только частные, но и государственные медорганизации — как федеральные, так и городского и районного уровня.
Но частные медучреждения, в отличие от государственных, очень быстро облагают штрафами и грозят лишением лицензий. Причем государственные предприятия также оказывают платные услуги, то есть занимаются тем же предпринимательством. Но рынок отрасли здравоохранения априори подразумевает общее или равноправное регулирование отношений между всеми игроками — как частными, так и государственными.
Должны быть определены правила взаимодействия в отрасли, но пока их регулирует только Минздрав. Это, может быть, и неплохо, если бы он стоял над «схваткой» и не было бы конкурентного рыночного поля. А оно есть — по оценкам специалистов, более 0,5 трлн рублей расходуется гражданами России на платные медуслуги. Это много, и эти рыночные взаимоотношения тоже должны быть включены в процесс регулирования, неотъемлемой частью которого должно стать саморегулирование как хозяйствующих субъектов (организаций), так и профессионалов-врачей.
— Проблема в том, что государство не справляется с эффективным регулированием и его функции чересчур избыточны?
— Минздраву тяжело отрегулировать процессы взаимодействия и управления, слишком большое «хозяйство», много людей и организаций, много потребителей-пациентов, и над ними «висят» сотни нормативно-правовых актов — от федеральных законов до местных приказов. Все эти многочисленные требования обязаны соблюдать законопослушные медорганизации (и тратить большие деньги на их соблюдение).
Все, кто работают в отрасли, понимают, что количество документов и требований не уменьшается и это превращается в снежный ком, которым нужно
— Вы имеете в виду, что сами СРО будут влиять на законодательную и нормативную базу и избавятся от излишнего регулирования сверху?
— В начале сентября Общероссийский Народный Фронт обсуждал актуальные медицинские проблемы, и с высокой трибуны было сказано, что без внедрения механизмов саморегулирования улучшить систему национального здравоохранения будет сложно. Ведь главная цель какая? Чтобы пациенту было лучше и чтобы врач чувствовал, что приносит реальную пользу и его как врача достойно оценивают за его высокий профессионализм. Для этого необходимо выполнение определенных правил. Например, чтобы врач уделял пациенту не строго 9 минут, а столько, сколько необходимо для профессионального решения проблемы, чтобы врач не был загружен безумной бумажной волокитой и т. д.
Медицина — отрасль очень специфическая, здесь много парадоксальных вещей. Есть два пути: создать очередной новый приказ или постановление по повышению эффективности здравоохранения в стиле «улучшить и углубить», или второй путь — лучше, когда в недрах самих СРО (при прозрачном взаимодействии профессиональных и организационных СРО) эти вопросы обсуждаются и только затем выносятся на уровень принятия решений с четкими индикаторами оценки деятельности.
— Но чем это все поможет конкретному потребителю услуг?
— Участие медорганизаций в СРО стало бы благом для пациента: если пациент не удовлетворен качеством услуги, он сможет потребовать компенсации материального, морального или физического ущерба. Если правота будет на его стороне, то, в крайнем случае, компенсации могут выплатить СРО — как профессиональные, так и организационные, а впоследствии сами члены СРО решат, достойны ли обидевшая пациента клиника и врач оставаться в объединениях: СРО лучше знать, кто достоин, а кто — не очень.
— А чем СРО поможет государству?
— Плюсы для государства тоже очевидны: любые СРО, исходя из цели своего создания, экономят ресурсы государства. В 2013 году в контрольно-надзорной системе РФ трудились более 120 тысяч человек и было проведено более 2 млн проверок юридических лиц. В 2013 году около 115 млрд рублей было потрачено на контрольно-надзорную деятельность. Если говорить упрощено, то очевидная цель этой деятельности — контролировать организации, которые работают на рынке, и «смотреть», чтобы они не навредили людям. При этом только лишь 1,5% от общего числа организаций действительно нарушали требования, которые могли принести людям угрозу.
У остальных 98,5% нарушения не связаны с причинением вреда. Сейчас много говорят о новых требованиях, о том, что надо еще
— Пока процесс вхождения в медицинские СРО носит добровольный характер?
— Да, пока надо тщательно подготовить нормативно-правовую базу и создать определенное количество СРО, объединяющих ведущие медицинские организации и врачей, прежде чем говорить о введении в РФ обязательного саморегулирования в медицине. Например, в нашем объединении 36 ведущих медицинских брендов Петербурга, это более 150 лучших клиник и центров города. Мы заинтересованы в новых «добросовестных» медицинских организациях, и у нас естественно жесткие требования и желание, чтобы вступающие были заинтересованы в прозрачных, в том числе и для пациентов, показателях своей деятельности и, главное, приходили на рынок не только ради получения прибыли, но и для повышения качества и доступности медпомощи гражданам Петербурга.
Источник: «Общественный контроль»