Повышение доступности медицинской помощи остается одним из приоритетных направлений работы руководящего аппарата отечественного здравоохранения. По крайней мере это активно декларируется. При этом, согласно данным официальной статистики, в России 17,5 тыс. населенных пунктов без какой-либо медицинской инфраструктуры. В большинстве из них жителю до ближайшего врача приходится добираться более 20 км, а в трети отсутствует общественный транспорт. По мнению многих экспертов, систему оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов в сельской и труднодоступной местности нужно не просто реформировать, а фактически выстраивать заново.
Закрыть, чтобы построить
Согласно данным официальной статистики, в России 17,5 тыс. населенных пунктов без какой-либо медицинской инфраструктуры. В большинстве из них жителю до ближайшего врача приходится добираться более 20 км, а в трети отсутствует общественный транспорт. Это неудивительно, если учесть, что значительная часть населенных пунктов в сельской местности совсем небольшие. Согласно переписи 2010 года, число населенных пунктов, в которых проживают менее 100 человек, составляло 83 тысячи, причем в половине из них живут менее 10 человек. Понятно, что говорить о создании полноценной медицинской инфраструктуры в таких поселениях не приходится. Особенно сейчас, на фоне тренда на укрупнение клиник и централизацию оказания медпомощи. Этот тренд прекрасно иллюстрируют данные сопредседателя общероссийского общественного движения «За сбережение народа» Сергея Колесникова. По его словам, с 1991 года было закрыто почти 20 тыс. ФАПов и около 10 тыс. участковых больниц. Но ведь нельзя оставить жителей труднодоступных районов и небольших населенных пунктов в сельской местности совсем без медицинской помощи.
Это, судя по всему, прекрасно понимают в Минздраве и пытаются
С целью обеспечения доступности медицинской помощи летом 2015 года министерство совместно с профессиональным сообществом подготовило приказ, который содержит критерии размещения фельдшерских и врачебных медицинских организаций первичного уровня в населенных пунктах в зависимости от численности населения в них и расстояния до ближайшей медицинской организации. Регулирует этот документ и оказание первичной медицинской помощи посредством выездных форм работы. В ряде субъектов с низкой плотностью населения выездные бригады уже есть или находятся в процессе формирования, а в некоторых регионах с выраженными климатогеографическими особенностями применяются даже необычные формы работы. По словам директора Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олега Салагая, в Вологодской, Архангельской областях, Республике Коми, Ямало-Ненецком автономном округе функционирует поезд «Хирург Николай Пирогов», а в Кемеровской области и Алтайском крае — поезд «Здоровье», оснащенный современным оборудованием. В Томской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае по рекам курсируют теплоходы здоровья.
Внедряются по мере сил и телемедицинские технологии, которые помогают связывать специалистов на местах с коллегами в крупных медцентрах для получения консультаций по сложным вопросам. Задача бесперебойно связывать профильного специалиста и врача первичного звена возлагается на круглосуточную медицинскую службу. По поручению Минздрава России такие круглосуточные медицинские пункты уже формируются на базе региональных центров медицины катастроф. Медицинские пункты напрямую связываются со службами скорой помощи, экстренной консультативной помощи, службой санавиации, что позволяет более оперативно реагировать на непредвиденные ситуации. Чтобы это было технически возможно, Минздрав вместе с Минкомсвязи России проработали план по доведению телекоммуникаций до самых отдаленных населенных пунктов.
В силу экономичности и целесообразности
Впрочем, есть мнение, что модернизировать существующую систему оказания медпомощи в сельской местности бесполезно. Ее нужно отстраивать заново, так как фактически полноценного медицинского обслуживания в отдаленных регионах сегодня нет. Так считает член бюро исполкома Пироговского движения врачей, член Комитета гражданских инициатив профессор Юрий Комаров. Он в качестве примера приводит подход, использовавшийся в советские времена:
— И тогда участковые и районные больницы, карликовые роддома были нерентабельными, их результаты не соответствовали затратам, но они существовали в силу не экономичности (как сейчас), а целесообразности. При этом учитывались потребности населения в различных видах медицинской помощи (они были научно обоснованными), а также местные условия и особенности.
Он видит необходимость в разработке и реализации дифференцированных по регионам медико-демографических программ.
— Особенно они важны для «вымирающих» территорий Севера, Северо-Запада страны и Зауралья, — убежден эксперт. — На грани вымирания находятся Новгородская, Псковская, Тверская и другие области. ФАПы и ФП сейчас в каждом селе не восстановить, для этого нужно иметь хотя бы 700 жителей в населенном пункте. Скопировано с Medvestnik.ru. Как вариант промежуточный — нужно начать готовить парамедиков.
Современные же экономические условия работы клиник и всей системы оказания медпомощи, по мнению врача-терапевта участкового Столбищенской амбулатории БУЗ Орловской области «Дмитровская ЦРБ» Ильи Сенькина, не способствуют достижению главной цели: снижению заболеваемости, числа вызовов скорой помощи, госпитализаций.
— В системе ОМС посещения нам оплачивают не напрямую, а через страховые организации — по возникшим случаям обращений, госпитализаций, экстренной помощи. Посещения, койко-дни сверх плана могут быть не оплачены или могут последовать предупреждения об ответственности за нерациональное расходование бюджетных средств, — рассказывает врач. — Работать честно и хорошо означает рубить «финансовый сук», на котором сидишь.
По его мнению, действующая модель финансирования не соответствует условиям сельской местности с низкой плотностью населения, низкой материальной обеспеченностью, плохой транспортной доступностью:
— «Зарабатываемых» (тариф ведь не рыночный) нами денег едва хватает на мизерную зарплату, коммунальные платежи. Их не хватает на стимулирующие выплаты, тем более на текущий ремонт наших ветшающих ЛПУ, приобретение оборудования, мелкого инвентаря.
Деньги — хорошо, но этого недостаточно
По мнению председателя правления региональной общественной организации «Врачебная палата Ленинградской области», главного врача ЦРБ «Лодейное поле» Сергея Баранова, улучшить финансовое положение клиник в малых городах и селах могло бы полное фондодержание для ЦРБ. Также он предлагает законодательно возложить содержание малокомплектных ФАПов на муниципальные власти и вывести их из системы ОМС либо установить субсидию на организацию данного вида помощи с полной компенсацией расходов.
Сергей Колесников тоже за то, чтобы вернуть ответственность за организацию первичной медпомощи в отдаленных районах муниципалитетам. По его словам, подспорьем медицине на селе могли бы стать и представители определенных законом профессий (полицейские, водители, пожарные, старосты поселков и др.), для которых следовало бы организовать хотя бы краткие курсы обучения основам оказания первичной помощи.
Необходимые структурные и организационные изменения предлагает и главный врач Сертоловской центральной городской больницы Ленинградской области, председатель Комитета по здравоохранению Союза малых городов РФ Евгений Костюшов. По его мнению, надо кардинально реформировать структуру оказания помощи в малых городах и селах: развивать офисы врачей общей практики, а при стационарах открыть поликлинические отделения, где прием будут вести «узкие» специалисты. Если врач общей практики испытывает затруднения при постановке диагноза и назначении лечения, пациенты будут направляться на консультацию к профильному специалисту, и это поможет сгладить дефицит специалистов в малых городах и селах.
Евгений Костюшов считает целесообразным также внедрение стационарозамещающих технологий. В круглосуточном пребывании в больницах нуждаются не более 10% пациентов. Открытие стационаров дневного пребывания даст существенную экономию средств. По его мнению, внедрение таких технологий в регионах позволило бы в целом по стране ежегодно экономить 47 млрд руб. Их можно было бы направить на материально-техническое оснащение медицинских организаций, находящееся ныне в плачевном состоянии.
Впрочем, самая главная проблема на селе — нехватка медицинских кадров. Медицина в регионах сегодня во многом держится на людях, для которых чувство ответственности не пустой звук. И для того, чтобы система работала на селе, новых клиник и техники недостаточно, нужно, чтобы специалисты хотели там практиковать.
— Здравоохранение — не рыночная сфера, и ее нельзя «оптимизировать», — считает Сергей Колесников. — Плохо на селе будет до тех пор, пока не будут развиты дороги, связь, транспорт и социальное обслуживание, то есть полноценная инфраструктура для работы и проживания.
Кстати
В заключении экспертов Общероссийского народного фронта, проанализировавших закрытый правительственный доклад об обеспечении системы отечественного здравоохранения медицинскими кадрами до 2018 год, говорится, что определенная работа по устранению кадрового дефицита в здравоохранении правительством ведется, но если подобными темпами ликвидировать дефицит врачей, то понадобится не менее 37 лет. При этом специалисты ОНФ отмечают взаимоисключающие действия органов исполнительной власти субъектов РФ: несмотря на очевидную нехватку медицинских работников – 37 343 врача и 206 854 сотрудника среднего медперсонала, в регионах их продолжают сокращать. С 2013-го по 2015 год было уволено 13 407 медработников, в планах на нынешний год – сокращение еще 1000 специалистов.
Источник: www.medvestnik.ru