В РФ постепенно отменяют государственное здравоохранение под разговоры о «социальном государстве».
Выступая 14 июля перед представителями думских фракций, президент Владимир Путин пообещал, что власти не будут отменять бесплатное образование и медицину, так как обязанность государства по предоставлению таких услуг населению заложена в Основном законе страны.
Следует отметить, что разговоры об отмене по крайней мере части бесплатных медицинских услуг ведутся давно. В большинстве случаев инициатива исходит от Минфина, видящего в отмене государственных медуслуг возможность сэкономить. К примеру, в конце прошлого года группа экспертов подчиненного ведомству исследовательского института направила в Минздрав пакет предложений по «оптимизации» работы скорой помощи и поликлиник, сохранив их в полном и бесплатном виде только для отдельных категорий граждан. Для работающих россиян предлагалось сохранить только четыре бесплатных вызова скорой помощи и восемь посещений участкового терапевта. После того как в СМИ и соцсетях поднялась волна возмущения, инициативу быстро замяли.
Однако этот проект является не первым и не последним усилием, предпринимаемым правительством для постепенного сокращения объемов бесплатной медицины. В 2014 году Минфин выступил с предложением об отмене бесплатного здравоохранения для безработных, не состоящих на бирже труда.
Несмотря на абсолютно однозначную отрицательную реакцию общественности, Минфин продолжает забрасывать «пробные камни» в этом направлении. В декабре 2015 года на сайте Российской диабетической ассоциации было опубликовано официальное письмо Минздрава, направленное на имя главы Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля, с просьбой представить позицию палаты по предложениям министерства по сокращению бесплатной медпомощи на дому и бесплатной скорой помощи.
Очевидно, Минфин намерен рано или поздно «дожать» отечественную медицину, шаг за шагом ломая сопротивление пациентов и врачебного сообщества.
В общем-то, это происходит уже сейчас, без громких заявлений и резонансных законов — посредством неуклонного сокращения объемов выделяемых на здравоохранение средств.
Оптимизация нации
Если в мегаполисах урезание объемов медицинской помощи происходит постепенно и не так сильно бьет по врачам и пациентам (хотя в прошлом году столичные медики были вынуждены выйти на улицы с требованием остановить «оптимизацию» городских больниц), то в глубинке ситуация складывается катастрофическая. Повсеместно сокращаются ставки врачей и количество койко-мест в больницах, жителям небольших городов приходится ездить на прием к специалистам в областные центры, параллельно увеличивается доля платных медуслуг. В то же время благосостояние россиян в связи с кризисом продолжает снижаться, что не позволяет им пользоваться услугами коммерческого здравоохранения.
13 июля главврач Соликамской центральной районной больницы (Пермская область) Андрей Лукьянченко сообщил руководству, что больше не может работать в условиях «полного уничтожения первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Соликамского района».
«Мне стыдно за сельское здравоохранение, которое я возглавляю в Соликамском районе. Мне стыдно смотреть в глаза больным стационара (нет лекарств, перевязочного материала, расходного материала для лаборатории)», — написал он на своей странице в социальной сети, добавив, что ему наиболее стыдно смотреть в глаза медработников, получающих по 10–15 тысяч рублей в месяц.
По словам главного врача, на протяжении последних двух лет от больницы требовали постоянно сокращать и оптимизировать расходы, но сейчас сокращать их уже просто некуда.
На эмоциональное обращение Лукьянченко тотчас отреагировала заместитель председателя правительства Пермского края по вопросам социальной защиты и здравоохранения Ольга Ковтун, обвинив главврача в неэффективном расходовании средств и завышении собственной зарплаты.
Но объективная статистика свидетельствует, что заявление главы Соликамской ЦРБ имеет под собой реальные основания. В бюджете на 2016 год расходы на здравоохранение заложены на уровне 3,4% от ВВП страны вместо 3,7%. По отношению к уровню 2015 года сокращение составило 8%, а по отношению к показателям 2012 года — 20% (по данным экспертов ВШЭ). Для сравнения: расходы на здравоохранение в Польше и Чехии составляют более 5% от ВВП, в Азербайджане и Литве — 6%, в Афганистане и Никарагуа — по 8%, не говоря уже о странах с более развитой экономикой.
Финансирование здравоохранения в России складывается из трех источников: поступлений из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств фондов ОМС, которые тоже пополняются регионами. Сокращая федеральное финансирование, кабмин пытается компенсировать это повышением доли участия регионов. Но большинство субъектов РФ переживает крайне тяжелые времена и не в состоянии покрыть большую часть своих расходов. Поэтому ожидать роста регионального финансирования медицины не приходится.
По прогнозу Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), урезание расходов на медпомощь способно привести к смерти дополнительно полумиллиона россиян только за период с 2015-го по 2017 год. Но Минфин не принимает во внимание такие «мелочи», стремясь сократить бюджетные расходы. По мнению доктора экономических наук академика Абела Аганбегяна, подчиненные Антона Силуанова получили слишком широкие полномочия, не обладая необходимыми профессиональными навыками в разных сферах. В других странах разработкой бюджета занимаются все ведомства, а министерства финансов лишь следят за исполнением итогового документа. В России же написание бюджета отдано на откуп Минфину, что способствует возникновению фискального перекоса.
Против сокращения расходов на здравоохранение выступает врачебное сообщество, противятся общественные деятели и население, однако добиться отмены фатального урезания финансирования не удалось никому, хотя с просьбой отменить «оптимизацию» к президенту обращался даже Общероссийский народный фронт, но получил отказ и совет «следить за реализацией реформы».
Говоря о ценности человеческого капитала, государство предпочитает инвестировать средства не в него, а в спортивные мероприятия, государственные облигации США или же в проекты по хранению всех телефонных разговоров и SMS в стране. В кризис следует верно определять приоритеты, а здоровая нация — залог будущих достижений России. Увы, но умением выбирать эффективные пути развития наше правительство похвастаться не может.
Источник: «Русская планета»