22 июля пресс-центр «АиФ-Челябинск» собрал в своих стенах множество экспертов в сфере здравоохранения. Чиновники, общественники, представители проверяющих органов, а также руководители медицинских организаций разных форм собственности собрались за круглым столом, чтобы попытаться разобраться, в чем именно состоит проблема получения качественной и доступной медицинской помощи.
Медицина не стала платной
Тот факт, что мы давно живем в условиях рынка, не отменяет гарантированного законом права на получение медицинской помощи, не требующей дополнительной оплаты, — это не раз во время разговора подчеркивали спикеры.
«Существует программа государственных гарантий с определенными видами и объемами, условиями, критериями медицинской помощи, — напомнил первый заместитель министра здравоохранения Челябинской области Виталий Щетинин. — Источники финансирования медицинской помощи в соответствии с законом – разные: это и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов федерации, и бюджеты муниципальных образований».
Особый источник финансирования, как подчеркнул Виталий Щетинин, — платные медицинские услуги. В государственных лечебных учреждениях установлены правила и порядки оказания платных медицинских услуг.
Перечня услуг, которых можно требовать бесплатно по полису ОМС как такового не существует. А вот предоставление платных медицинских услуг, напротив, строго регламентировано.
«Формирование программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи идет на основнии порядков и стандартов, — пояснила заместитель директора ТФОМС Челябинской области Татьяна Инсарская. А они определены на всех этапах оказания медицинской помощи. Это и стационар, и поликлиника, и скорая помощь. Cама программа формируется таким образом, чтобы человек получал в соответствии со своим заболеванием всю необходимую помощь. Не предусмотрено в программе госгарантий оказание таких видов помощи, как, например, зубопротезирование, косметология».
Вспомнить о деньгах в государственной больнице пациент, по сути, может лишь тогда, когда ему захочется домашнего уюта или того, чего лечащий врач ему не назначал, — считает главный врач ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» Дмитрий Альтман.
«Если человек решает, что ему нужно
Качеством медицинской помощи может управлять пациент
Между тем, ни для кого не секрет, что многие пациенты вынуждены, находясь в стационаре, покупать медикаменты. А для того, чтобы избежать утомительных очередей, больные делают назначенные врачом анализы за собственные средства. Проблемы медицинских учреждений, предоставляющих услуги по полису ОМС, вот уже несколько лет подвергает мониторингу Общественный совет при Министерстве здравоохранения Челябинской области. При помощи анкет, заполняемых пациентами, выявляют, к примеру, в каких поликлиниках долго длится ожидание врача, где не выдерживают сроки госпитализации и т.п.
«Сейчас наступил очень интересный период во взаимоотношениях медицинских организаций и пациентов. На сегодняшний день есть возможность не только оценивать качество и доступность медицинской помощи, но и управлять ситуацией. Прежде всего это касается тех медицинских организаций, где медицинская помощь предоставляется бесплатно по полису ОМС, а это и государственные, и муниципальные, и частные больницы, — рассказывает председатель общественного совета при Министерстве здравоохранения Челябинской области Марина Москвичева. — Пациент имеет право высказать свое мнение, заполнив анкету, которая предоставляется на бумажном носителе либо через интернет. Заполненные анкеты анализируются по каждой больнице. Через анализ этих анкет Общественный совет при министерстве здравоохранения Челябинской области выходит на ключевые проблемы каждой медицинской организации. По результатам анкетирования ежегодно формируется рейтинг медицинских организаций и на сайте Министерства здравоохранения области. Пациент, ознакомившись с этим рейтингом, может выбрать ту больницу, которая достойно оказывает медицинскую помощь. По итогам 2014 года в области было заполнено чуть более 4 000 анкет. По итогам 2015 – около 15 000 анкет. А за первое полугодие 2016 года заполнено уже более 21 000 анкет. Все больше пациентов знают, что они могут высказать свое мнение. Кроме того, пациенты имеют право обратиться в общественный совет со своим заявлением, вопросом и это может стать объектом общественного контроля со стороны потребителей медицинских услуг».
Знайте свои права
О неоднозначности, многогранности, а порой и субъективности в оценке качества медицинской помощи собравшимся напомнила медицинский юрист Маргарита Радченко.
«Россияне склонны к самолечению и к тому, чтобы дополнять рекомендованные обследования самостоятельными, — отметила Маргарита Радченко. — Необходимо дать выбор пациенту, и хорошо, что есть возможность получения медицинской помощи в частных медицинских учреждениях. На помощь приходит постановление правительства, которое в равной степени регулирует предоставление платных медицинских услуг как частными, так и государственными муниципальными учреждениями здравоохранения».
К слову, пациенту, намеренному заплатить за медицинскую услугу, обязаны предоставить на подпись документ, информирующий о том, что он имеет право получить этот вид помощи в рамках территориальной программы бесплатного оказания медицинской помощи. Это, как утверждает юрист Радченко, не простая формальность. Зачастую пациенты, как только их информируют о такой возможности, меняют свое решение.
Кроме того, потенциального «платного» пациента обязаны еще до заключения договора проинформировать о выполнении врачебных рекомендаций под риском снижения эффективности медицинской помощи. И этот нюанс пока не совсем четко охраняется законом: не всегда человек собирается устанавливать с медицинской организацией длящиеся отношения, порой он приходит просто за разовой платной процедурой.
О важности своевременного информирования пациента о возможности лечения по полису ОМС говорит и главный врач ГБУЗ ЧОККВД, главный дерматовенеролог Министерства здравоохранения Челябинской области Олег Зиганшин: «Государство предоставляет возможность лечения, к примеру, псориаза тяжелой степени бесплатно. Часть пациентов об этом не знает».
Еще один зыбкий аспект – размытость понятий «сервис медицинских организаций» и собственно «медицинская помощь». Неудовлетворенность качеством медицинской помощи иногда может носить субъективный характер, а порой это результат объективных нарушений.
Почему же зачастую мы готовы заплатить за медицинскую помощь, теоретически имея возможность лечиться по полису ОМС? Причина – в несовершенстве государственной муниципальной системы здравоохранения, изменить которую анкетирование пациентов пока, увы, не в силах. Очереди, дефицит кадров, нехватка медикаментов – все это продолжает оставаться печальными атрибутами бесплатной медицины.
«Самое дорогое, что есть у каждого из работающих граждан – это время, — говорит исполнительный директор НП СРО «МЕДСОЮЗ» Ольга Князева. — Зачастую за медицинской помощью приходится обращаться в острых ситуациях, когда нельзя ждать. И люди готовы получить помощь за деньги, но сегодня, сейчас. И да, они очень ценят, когда есть возможность прийти в поликлинику после рабочего дня или в выходной. Важен также фактор географического расположения: порой удобнее получить медицинскую услугу рядом с рабочим местом. И тогда возрастает значение частных клиник».
На решение пойти лечиться за деньги влияет и реклама медицинских услуг. К ней законодательством установлены особые требования.
«Реклама медицинских центров не должна содержать информацию об обращении известных лиц и их одобрения, а также информации о конкретных случаях излечения от заболеваний, — поясняет заместитель руководителя челябинского УФАС России, начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Татьяна Соболевская. — Она не должна создавать у здорового человека впечатления о необходимости обращения в медицинскую компанию и т.д.».
Самый большой процент жалоб в челябинский УФАС связан с недостоверностью информации, указанной в рекламе: например, обещали в рекламе скидки, а по факту их не предоставили. Или указана одна стоимость услуг, а фактически пациент платит больше.
А заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Татьяна Пашевина указала на важность юридически грамотных правовых отношений при получении медицинских услуг.
«Любые медицинские услуги, в частной или государственной клинике, должны оказываться по договору, — отметила Татьяна Пашевина. — Договор заключается в письменной форме, в нём приводится перечень услуг, которые должны быть оказаны конкретному пациенту, и их стоимость. Это облегчает рассмотрение дела, если у пациента на каком-то этапе возникают претензии. Если у пациента возникли разногласия с врачом, надо брать договор и обращаться к руководству учреждения с претензией».
Пациент, получающий лечение по полису ОМС может и должен рассчитывать на доступную и качественную медицинскую помощь не только потому, что это гарантировано Конституцией РФ. Главный врач «Оптик-центра» Артем Власенко напомнил еще одну истину: «Люди приходят лечиться в государственные учреждения вовсе не бесплатно: они уже оплатили своё лечение, заплатив налоги».
«Мы не готовы похоронить себя в социальном проекте под названием ОМС»
Еще одним смысловым пластом разговора за круглым столом стала проблема получения медицинской помощи по полису ОМС в частных клиниках.
«Мы не нужны системе ОМС, — посетовал Артем Власенко. — Пытались войти в территориальную программу госгарантий — нам отказали «.
Другой представитель частной медицины, генеральный директор «Инвитро-Урал» Андрей Тарасов рассказал о сложностях другого рода: «Один год мы работали в системе ОМС. Пришлось нанимать дополнительных бухгалтеров, а это издержки. Парадокс: система ОМС призвана снизить стоимость медицинских услуг для пациентов, но чтобы обеспечить её, возникают дополнительные расходы, которые стоимость услуги повышают».
О том, что назрела необходимость менять условия игры, сказал и генеральный директор «Медис клиника» Сергей Парфёнов: «ОМС для частных клиник – скорее социальный проект, чем бизнес. И, в принципе, многие частные клиники готовы принять участие в этом социальном проекте, но мы не готовы похоронить себя в нем. Четыре года назад можно было запросить у ОМС квоту и работать в её рамках, зная, на что ты идёшь. Сегодня за нами могут прикрепить район, и чем это закончится, предсказать трудно. На такие риски мало кто готов пойти».
С другой стороны, есть в Челябинской области и примеры успешного вхождения медицинской организации частной формы собственности в систему ОМС.
«Клиника FMC активно принимает участие в системе ОМС, делая операции людям, которые стоят в очереди на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, тем самым разгружая общую очередь на ВМП, — сказал руководитель отдела маркетинга клиники FMC Александр Клюкин. — Нужно понимать, что прием пациентов по полису ОМС – это социальная ответственность медицинского бизнеса: если мы можем делать эти операции, то идем на это. Более того, ежегодно объем оказания медицинской помощи по ОМС у нас увеличивается. Однако экономическая ситуация меняется не в лучшую сторону. Тем не менее, мы оказываем помощь по системе ОМС, и планируем ее оказывать в следующем году».
Заместитель директора ТФОМС Челябинской области Татьяна Инсарская отметила, что, несмотря на сложности, система ОМС все-таки привлекает частные клиники.
«В 2012 году в систему ОМС области вошло 11 частных медорганизаций. Сегодня их уже 32, — подчеркнула Татьяна Инсарская. — На наш взгляд, будущее за частными клиниками. Так, 80% южноуральцев с почечной недостаточностью получают помощь именно в двух частных медицинских центрах».
Символично, что разговор экспертов о платной и бесплатной медицинской помощи завершился вопросом о переходе медицины на страховые принципы.
«С января 2017 года за оказание медицинской помощи в ответе будет страховая организация, выдавшая нам полис, — проинформировала Татьяна Инсарская. — Перед страховщиками всей страны поставлена задача – обучить тех, кто будет работать с застрахованными гражданами. Именно страховщики должны будут сопровождать гражданина на всех этапах оказания медицинской помощи. Например, не только проверить, выдано ли направление на госпитализацию, но ещё и был ли в итоге госпитализирован пациент. Страховщики будут звонить гражданам и напоминать, когда им необходимо пройти диспансеризацию. Более того, они должны будут отслеживать, какие заболевания выявлены при диспансеризации и какие меры приняты в отношении пациентов, у которых выявлены те или иные заболевания. Так что мы на пороге грандиозных изменений».
Дарья Компаниец, специально для www.svfirstov.ru