Отмена интернатуры в медвузах страны оказалась лишь первым шагом на пути реформирования медицинского образования. Минздрав пошел дальше, вводя трехэтапную систему аккредитации для «врачей общей практики», постепенно внедряя прототип интернатуры – «субординатуру» – на последние курсы обучения и разделяя ординатуру на модули, благодаря чему обучение может растянуться еще на пять лет.
Все как Европе. Кроме результата. Захотят ли «врачи общей практики» после шести лет учебы в специалитете посвятить еще столько же обретению узкой специализации, или же они попросту не нужны на рынке? О судорожных попытках Министерства здравоохранения внедрить «лучшие европейские» модели читайте в нашем материале.
Об отмене интернатуры стало известно еще в 2012 г., когда президент подписал исправленный закон об образовании. «Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 г.», — сказано в документе.
Таким образом, в этом году в интернатуру поступили последние «счастливчики», а выпускникам следующего года придется выбирать – идти на работу терапевтами, педиатрами, хирургами, стоматологами или провизорами либо продолжить обучение в ординатуре.
У «целевиков» определенности больше – после 5-6-летнего обучения они должны отработать в медицинском учреждении столько лет, сколько прописано в их договоре. Что касается выпускников, поступивших по общему конкурсу, для них вопрос дальнейшего постижения профессии остается открытым: они могут пойти работать, а могут сразу без отработки поступить в ординатуру.
На данный момент длительность обучения в ординатуре – едина по всей стране и составляет два года. Но Минздрав обещает перемены, которые удлинят срок обучения в ординатуре чуть ли не на пять лет.
Это еще два года назад предсказывала директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова. «Новый закон позволяет сделать ординатуру модульной, планируется расширение длительности обучения для некоторых специальностей вплоть до пяти лет. Например, по нейрохирургии, кардиохирургии, пластической хирургии. Это позволит более качественно готовить специалистов по конкретной специальности требуемого в отрасли уровня квалификации», — заявляла Семенова.
Не так давно она озвучила примерные сроки введения модульной системы – 2019 г. «Продолжается изменение системы послевузовского медицинского образования под сегодняшние реалии. Традиционная схема получения послевузовского профессионального образования — один год обучения в интернатуре или два года в ординатуре. Но, как показывает российский опыт, выпускники оказываются недостаточно подготовленными в части освоения всего спектра мануальных навыков, чтобы стать самостоятельными оперирующими хирургами, например, в таких областях, как нейрохирургия, кардиохирургия, торакальная хирургия. Основная задача в этот переходный период — предполагаем, он завершится к 2019 г. — перейти на персонифицированную подготовку хирургов под конкретное рабочее место. Мы планируем создать такую систему, когда молодой врач, набираясь опыта на широко специализированных рабочих местах, мог бы при желании дальше перейти к узкой специализации, выбирая для обучения именно тот модуль, который соответствует его профессиональным устремлениям», — сообщила она, добавив, что принятие изменений будет происходить в тесном сотрудничестве с врачами.
Таким образом, сроки прохождения ординатуры будут варьироваться от года до пяти лет в зависимости от сложности выбранного направления.
«Сроки разные. Сердечно-сосудистая хирургия рассчитана на пять лет, но внутри него будет много маленьких модулей, например, за год можно будет освоить шунтирование. Учиться станут быстрее. Либо два года учить всему подряд, либо пять лет. Ты выбираешь модуль, который тебе нужен, учишься и получаешь аккредитацию и идешь работать. Потом понимаешь, что
Такие понятия, как «модули» или «кредиты» – это основные атрибуты пресловутой «Болонской системы», под которую подстраивается наше образование. В Европе количество аудиторных часов или практики оцениваются в «кредитах», которые студент должен набрать для прохождения курса. Туда же засчитываются «кредиты» за участие в конференциях, научные статьи, рефераты и так далее.
Но то, что хорошо для Европы, далеко не всегда оказывается пригодным в наших условиях и при наших традициях.
«Срок обучения пять лет — это может быть хорошо за рубежом, а у нас надо
В связи с введением изменений возникает опасение о нехватке врачей узкого профиля в будущем. Но, как выяснилось, в настоящее время Минздрав нацелен на выпуск врачей первого звена, которых катастрофически не достает в поликлиниках и больницах. Этим объясняется и отмена интернатуры, и увеличение сроков ординатуры, и сокращение бюджетных и даже платных мест в ординатуре.
«После прохождения аккредитации выпускники могут поступать в ординатуру. Естественно, количество бюджетных мест ограничено. Чтобы предотвратить большое шунтирование остальных через ординатуру, количество мест на платном – ограничено. Задача – направить поток специалистов в учреждения, оказывающие первичную помощь, относящиеся к первичному звену», — сообщил ректор Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ) Илья Волчегорский.
Немалые опасения общественности связаны с некомпетентностью новоиспеченных врачей. Смогут ли молодые медики после шести лет прохождения теории лечить пациентов? Годичная практика под руководством опытных специалистов, коей являлась интернатура, минимизировала риски, позволяла вчерашним студентам отработать полученные навыки на практике.
«Я считаю, что отмена интернатуры – это ошибка. Это хорошо зарекомендовавшая себя практика, которой уже наверное 50 лет. При интернатуре обычно работают высокопрофессиональные медицинские учреждения – или научно-исследовательские институты, или медицинские вузы, где у студентов был персональный руководитель. Действительно, в коллективе интерн получал серьезное образование. Я за восстановление интернатуры. Если у меня будет возможность, в новом созыве Госдумы я подниму этот вопрос и напишу письмо Веронике Скворцовой. Я понимаю, что не все могут дать нормальное образование в интернатуре, потому что интернатура и ординатура – они близки, но часто между окончанием вуза и поступлением в ординатуру проходит достаточное время и оно потеряно для медицинской деятельности. Это вызывает потерю квалификации у будущего врача», — уверен Олег Куликов.
У руководителя отдела интернатуры и ординатуры Уральского государственного медицинского университета (УГМУ), доктора медицинских наук, профессора кафедры урологии Игоря Борзунова оптимистичный взгляд на эту ситуацию.
«Интернатура уходит в историю. Я думаю, подготовки выпускников хватит. Мы хорошо готовим, и люди смогут работать сразу. У меня в этом сомнений нет», — сообщил Борзунов корреспонденту Накануне.RU.
Опасения общественности не разделяет и ректор ЮУГМА. «В общественном пространстве всегда есть какие-то опасения. В принципе этот подход сформировался не на ровном месте, к нему готовились, я думаю, что все будет хорошо. Мы отбираем людей, более способных к качественному обучению. Это путь к тому, чтобы готовить более квалифицированных специалистов», — добавил Волчегорский.
Однако о последствиях нехватки практических знаний имеют представление и в Минздраве. Вслед за отменой зарекомендовавшей себя еще с советских времен интернатуры в российских вузах могут возродить «субординатуру» – систему, при которой на последнем курсе специалитета вводятся практические занятия.
«Выпускники не мечтают работать врачом, поликлиническим терапевтом или педиатром. Все мечтают о том, чтобы попасть после вуза в стационар. При этом сегодня проходит пересмотр программы, чтобы вернуть субординатуру», — отмечала чиновница Минздрава Семенова.
Этот подход постепенно возрождают в Нижнегородской медакадемии.
«Субординатура – это по сути возврат к прошлому. Такое было на закате Советского Союза, была очень хорошая система, профессора хорошо о ней отзываются. Сейчас шестой курс – это обычная учебная программа, там идут дисциплины, экзамены, но хотелось бы выпускника максимально приблизить к работе. Многие из них уже работают младшими помощниками врачей, на скорой помощи дежурят. Они уже являются студентами старших курсов, но уже погружены в здравоохранение, поэтому для них приход в клиники будет не новым. Еще будучи студентами, они уже будут работать на конкретной кафедре, по выбранной специальности, будут к ней присматриваться, стажироваться под присмотром старших товарищей. Есть боязнь, что в клиники придут молодые, неопытные врачи, ничего подобного! Я лично сам наблюдал, как проходили аккредитацию стоматологи – они все абсолютно уверенно делают, потому что они уже с третьего курса ведут клинический прием под присмотром наших преподавателей. Хотелось бы успокоить пациентов и общественность – в клиники не придут работать «сырые» врачи. Они все умеют и все знают, им надо просто набираться опыта, ребята подкованы очень хорошо, и теоретически, и практически, а самое главное – они умеют работать с пациентами», — отметил представитель академии Никонов.
Олег Куликов уверен, что «субординатура» не может заменить интернатуру, поскольку представляет собой всего лишь преддипломную практику. «Такая система заменить интернатуру не может. Это практически как преддипломная практика перед окончанием медицинского вуза. Мы всегда почему-то пытаемся сэкономить на профессионализме врачей. Мировой опыт говорит, что нормальное обучение медика – это 9-10 лет, а мы хотим за пять лет выучить хорошего специалиста, знающего свою профессию. Не получится этого чуда. Будем опять возвращаться к старой методике, будет опять открываться интернатура», — уверен эксперт.
Однако в настоящее время субординатура существует только в проекте и ностальгических воспоминаниях о советском прошлом. Руководители вузов утверждают, что пока обучение студентов-медиков ведется строго по ФГОСам, в которых упоминаний об «субординатуре» нет.
Зато появилось «медицинское ЕГЭ», которое призвано стать «успокоительным» фактором для встревоженной общественности. Система заработала с этого года. Первыми «жертвами» отбора стали выпускники пятилетних образовательных программ – провизоры и стоматологи. В следующем году проверку пройдут терапевты, педиатры и хирурги.
«Процедура аналогична тому, что делается в странах Запада. Она заключается в том, что человек сдает достаточно тяжелый трехэтапный экзамен, по результатам которого он либо допускается до практической деятельности, либо не допускается, и в дальнейшем он будет сдавать его до тех пор, пока не будет допущен. Министр здравоохранения называет первую часть этого экзамена „медицинским ЕГЭ“, потому что оно построено по такому же принципу. Экзамен ведется аккредитационной комиссией, в которую не входят сотрудники вуза. Оценивается он автоматизированными электронными системами, централизованно. Второй этап – экзамен на владение практическими мануальными навыками, он тоже ведется централизованно, фактор субъективной оценки совершенно исключен. Третий этап – ситуационные задачи», — рассказал ректор южноуральского «меда».
Новшества в системе медицинского образования не пугают абитуриентов. Как показывают результаты нынешней приемной кампании, медицинские специальности по-прежнему являются престижными для вчерашних школьников.
Источник: www.km.ru