7 сентября состоялось совместное пленарное заседание общественных институтов, работающих в сфере здравоохранения Челябинской области.
Представители некоммерческих партнерств Челябинской области, региональной общественной палаты и минздрава обсудили вопросы общественного контроля, консолидации медицинского сообщества, развития доступной и качественной медицины на совместном заседании.
С вступительным словом, поясняющим роль Медицинской палаты в развитии гражданского общества, выступил председатель некоммерческого партнерства «Медицинская палата Челябинской области», доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии ЮУГМУ, Заслуженный врач Российской Федерации Дмитрий Альтман.
Виталий Щетинин, первый заместитель министра здравоохранения Челябинской области, отметил, что развитие общественно-государственного партнерства является одним из важнейших инструментов модернизации социальной сферы и выступает одним из условий социально-экономического развития страны и ее регионов. «Решение задач в этой области носит межведомственный характер, и министерство здравоохранения принимает в этом непосредственное участие», — сказал он. Также замминистра обозначил основные направления работы социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере здравоохранения – это услуги по реабилитации лиц с социально значимыми заболеваниями, охрана здоровья граждан, профилактика, в том числе ВИЧ-инфекции. Виталий Щетинин напомнил, что губернатором Челябинской области в 2016 году утвержден «Комплексный план мероприятий по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению Челябинской области, на 2016-2020 годы». Областной минздрав разработал ряд мероприятий, которые будут внесены в этом году в госпрограмму «Развитие здравоохранения Челябинской области». В области работает Совет общественных организаций по защите прав пациентов. В состав Совета входят 11 общественных организаций, в том числе и некоммерческие организации, оказывающие услуги инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов отметил: «Если мы объединим весь ресурс, который есть у общественных организаций, то сможем резко повысить качество медицинского обслуживания. Мы можем сделать это профессионально, грамотно, потому что при областном минздраве работает большое количество общественных деятелей. Надеюсь, что реестр общественных организаций, взаимодействующих с министерством здравоохранения, будет расширяться, и в этом всецело будет помогать Общественная палата Челябинской области».
Председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по вопросам охраны здоровья и демографической политике, председатель общественного совета при Министерстве здравоохранения Челябинской области Марина Москвичева в своем выступлении коснулась организации общественного контроля деятельности медицинских организаций Челябинской области. Основные три направления, которые были реализованы общественным советом при областном минздраве, — независимая оценка качества медицинских услуг, общественный контроль деятельности медицинских организаций, общественное обсуждение основных направлений реформирования здравоохранения.
«В нашей области уже третий год проводится анкетирование пациентов, результаты размещаются на сайтах министерства здравоохранения РФ отдельно по рейтингу организаций, в том числе по конкретным показателям, например, открытость и доступность информации, комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения, время ожидания предоставления медицинской услуги, доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации, — обозначила председатель Совета. — Важным мы считаем то, что по итогам 2015 года мы выявили целый блок медицинских организаций, которые решили, что они могут не выполнять указ президента, и не создали у себя условия для анкетирования пациентов. На совместном совещании общественного совета и общественной палаты, на коллегии министерства этот вопрос был рассмотрен. Пришлось подключаться министерству, объяснять руководству организаций, что здесь нет «хочу – не хочу»». За 2015 год обработано 14 125 анкет, на 01.09.2016 г. – 35 351 анкета, в том числе 28 тысяч анкет на бумажном носителе, 7 351 анкета заполнена на официальных сайтах.
В 2015 году основные проблемы, которые были выявлены в рамках общественного контроля, — трудности при записи на прием к врачу, длительные сроки ожидания приема врача, госпитализации, некорректное отношение, невнимательность, грубость медицинского персонала, нарушение прав пациентов, взимание с пациентов оплаты за оказание медицинской помощи, оказанной в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ), неудовлетворительные условия пребывания пациентов в медицинских организациях.
Также в 2015 году началась работа в рамках закона Челябинской области «Об общественном контроле в Челябинской области». Мероприятия по общественному контролю в первую очередь прошли в медицинских организациях, которые заняли нижние строчки в рейтинге по результатам независимой оценки качества медицинских услуг. «В 2016 году эта работа продолжается, причем минздрав России настаивает, чтобы общественный контроль проводился как в государственных и муниципальных, так и в частных медицинских организациях, — напоминает Марина Москвичева. — Однако мы столкнулись с тем, что некоторые частные медицинские организации препятствовали проведению общественного контроля. Мы не вступаем в конфронтацию, мы встречаемся и объясняем, что это направление развития общества и государства, что это не штрафы и наказания, а помощь общественности медицинской организации». В 2016 году общественные контролеры зафиксировали и положительные изменения, среди которых отсутствие очередей в поликлиниках, организация мест отдыха для пациентов в стационарах и поликлиниках, доступность информации для пациентов.
По сообщению пресс-службы Общественной Палаты Челябинской области