По подсчетам социологов, в настоящее время всего 6-10% населения России готовы, а главное, имеют финансовую возможность оплачивать услуги частных клиник. А нет денег – и выбора нет: заболев, приходится обращаться в муниципальную клинику, куда не всегда можно попасть без очереди к нужному специалисту.
В то же время частные медицинские центры порой могли бы пролечить гораздо больше пациентов и от финансирования со стороны ФОМС, в сущности, не отказались бы. Исключение сегодня составляют, пожалуй, только частные стоматологии.
Тарифы на большинство амбулаторных медуслуг не покрывают реальных расходов частных клиник, ведь затраты при качественном обслуживании пациента велики. Поэтому медцентры Челябинской области не спешат принимать пациентов с полисами ОМС. А если и делают это, то очень дозировано.
Клиника «ЭФ ЭМ СИ», которой руководит Степан Фирстов, увы, не исключение. Хотя год от года количество пациентов с полисами ОМС, которые лечатся в этой клинике, увеличивается.
— Если амбулаторный прием могут себе позволить многие, то оплатить стационар – удовольствие не из дешевых, — говорит Степан Фирстов. – К счастью, на помощь пришла система ОМС. Правда, поначалу тарифы фонда ОМС наших ожиданий совсем не оправдали. Каждый вид деятельности имеет свою расценку и не всегда он соответствует действительным затратам. Но мы с ФОМС все равно работаем. И ситуация постепенно меняется. После того как государствееные учреждения перешли на одноканальное финансирование, система ОМС значительно подросла в тарифах. Что касается нашего направления, травматологии и ортопедии, тарифы ОМС здесь достаточно адекватны. Мы с ними можем работать. Но есть и совсем «смешные» тарифы. Например, амбулаторный прием врача оценивается всего в 200 рублей. На деле он стоит в три-пять раз дороже. С другой стороны, есть так называемые стационарные тарифы, за которые мы готовы лечить больных по полису ОМС, заполняя пустующую койку, ведь эти пациенты у нас лежат в тех же оснащенных палатах, где лежат и платные больные. Сегодня мы боремся за увеличение количества больных, принимаемых по полису ОМС, так как постоянно расширяем свой коечный фонд и докупаем современное оборудование. А на начальном этапе тарифы были такие, что мой бухгалтер за голову хватался. Но я понимал, что мы должны научиться работать в системе ОМС, ведь тогда сможем дать пациенту и качество, и доступность лечения.
Несмотря на видимые противоречия, люди с полисами ОМС в частную клинику, все-таки, приходят, пусть и не массово. И «ЭФ ЭМ СИ» это себе позволить может. Более того, по части закупок частник оказывается в более выигрышном положении, чем руководитель государственной больницы: покупая расходные материалы, он более свободен в своем выборе, потому что не проходит процедуры конкурсов и аукционов.
— При операциях мы, как правило, используем дорогие и качественные расходные материалы. За счет покупки их по рыночной цене мы находимся в более выгодном положении, чем государственные больницы, — поясняет Степан Фирстов. И добавляет:
— Количество частных клиник год от года растет. К тому же, именно сюда идут сегодня работать лучшие специалисты. Руководители частных клиник стараются создать все условия врачам. Поэтому я убежден, государство вскоре будет вынуждено обратиться за помощью именно в частные медцентры и клиники. И этот процесс потихоньку уже идет. Так, в Челябинске уже более 20 частных клиник ведут прием по полисам ОМС. Правда, этот опыт противоречив. Например, сегодня по закону, имея полис ОМС, можно выбрать медицинское учреждение, поэтому прикрепление территорий к частным поликлиникам нельзя назвать удачным. Частные клиники, которые решили пойти на этот эксперимент, не справляются с потоком пациентов и недополучают финансирования. Но я убежден, что методом проб и ошибок мы все равно движемся в правильном направлении, ведь в странах с лучшей организацией медицинской помощи, первичное звено и высокотехнологичная медицинская помощь отдана в «частные руки». И от этого все только выигрывают.