3 декабря в Общественной палате РФ обсуждали проблему саморегулирования в здравоохранении. Ключевым докладчиком был врач-ортопед из Челябинска Степан Фирстов.
Четкой концепции саморегулирования ни федеральными властями, ни национальной медицинской палатой пока не выработано. Хотя обсуждают этот вопрос в медицинском сообществе более пятнадцати лет. А на Южном Урале решили: надо меньше говорить и больше делать. С такой установкой в Челябинской области начал набирать силу процесс добровольного объединения практикующих врачей в ассоциации по своей специальности. Первой саморегулируемой организацией (СРО) стала ассоциация врачей-ортопедов Челябинской области. Инициатива эта уже поддержана врачами из других регионов. Рассказ Степана Фирстова об общественном движении саморегулирования среди южноуральских врачей вызвал живой отклик среди собравшихся в зале заседаний Общественной палаты РФ. За Круглым столом высказывались самые разные мнения.
Так, председатель Комиссии по охране здоровья, физической культуре и популяризации здорового образа жизни ОП РФ Владимир Нероев, открывая мероприятие, отметил, что сегодня в России работает Национальная медицинская палата, общество врачей и другие организации здравоохранения. И есть вероятность, что саморегулируемые организации врачей будут дублировать их деятельность. Владимир Нероев подчеркнул, что необходимо выработать четкую позицию и планы по осуществлению новых проектов, связанных с СРО.
По мнению инициатора движения саморегулирования Степана Фирстова, именно СРО, возникающие как сугубо добровольные объединения врачей одной специальности на местах способны изменить нашу систему здравоохранения к лучшему. Именно врачебные ассоциации на местах будут способствовать формированию компетентного экспертного сообщества. Таким образом, у врача всегда будет возможность как обсудить с коллегами сложные случаи, так и постоянно совершенствоваться в рамках своей специальности. Безусловно, все это повысит уровень ответственности врача перед пациентом.
Сегодня таких возможностей у российского врача почти нет.
— Меня всегда коробило отношение к врачу как к безгласному существу, способному только выполнять свою работу и быть внутри системы. Как к существу, находящемуся в полной зависимости от часто меняющихся приказов, положений, распоряжений, — поделился с участниками Круглого стола в Общественной палате РФ Степан Фирстов. — Врачам ничего не остается делать, как только обсуждать с коллегами в ординаторской то, как тот или иной документ приведет к еще большему ухудшению и без того не очень благополучного состояния медицины. А дальше…. Дальше оставалось только пойти, и продолжать выполнять свой долг перед пациентом. Голос практикующего врача был никому не нужен и не интересен. Ведь врач — всего лишь винтик в системе общего ведения дел больницы.
В своем выступлении Степан Фирстов подчеркнул, что сегодня остро назрела необходимость объединения врачей по принципу их основной специальности, вне зависимости, в какой больнице они работают – в частной, муниципальной или государственной. Причем, сделать это принудительно, сверху ни в коем случае нельзя. Во всяком случае, мировой опыт, с которым челябинский врач ознакомился, побывав в этом году на 65 Генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) говорит, о том, что формирование компетентного экспертного сообщества всегда инициировалось самими практикующими врачами.
— Возникновение СРО на местах неизбежно повысит уровень ответственности врача перед пациентом и поможет со временем вернуть престиж профессии врача для молодых людей, — отметил Степан Фирстов. — Это в итоге повлечет возврат врачей в профессию. Система здравоохранения начнет наполняться квалифицированными кадрами, что в итоге приведет к улучшению качества оказания медицинской помощи в целом.
Член Общественной палаты и Директор Федерального государственного научно-клинического центра оториноларингологии Николай Дайхес поддержал коллегу из Челябинска Степана Фирстова, отметив, что в последние годы некоммерческие организации в целом переживают подъем.
— К нам, наконец, стали прислушиваться органы власти, — сказал Николай Дайхес. — Мы уже два года не лечим по стандартам, мы лечим по клиническим протоколам и рекомендациям, и наше профессиональное сообщество вносит туда изменения, которые требуются. Каждое решение обсуждается, и это факт.
Высказывание Зампреда Комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Дорофеева было осторожным. С его точки зрения, формирование саморегулируемых организаций должно идти поэтапно и под контролем Минздрава.
— Многие врачи спрашивают: «А зачем нам это надо?», — подчеркнул чиновник. - И пока большинство не начнет понимать, что такое СРО, не надо торопиться с их созданием.
Вице-президент Российской медицинской ассоциации Геннадий Кривошеев обозначил свою позицию по вопросу врачебного саморегулирования четко и недвусмысленно, поддержав инициативу челябинских врачей.
— Пациент и врач продолжают взаимодействовать, потому что помощь нельзя не оказывать, — напомнил Геннадий Кривошеев. – Нужно решить – какое здравоохранение мы хотим? Чиновник врачу не товарищ, и это давно известно. Но нам нужна не минздравоцентрическая, а пациентоцентрическая система здравоохранения!
У зампреда ОП по охране здоровья Эдуарда Гаврилова идея профессиональных врачебных СРО вызвала определенные сомнения.
— Сегодня есть все условия для участия профессиональных медицинских сообществ и в аттестации врачей, и в работе региональных тарифных комиссий по обязательному медстрахованию, — отметил Гаврилов. - Никто не мешает принимать в этом участие, но о такой активности мы мало слышим.
В целом обсуждение проблемы саморегулирования в российском здравоохранении никого равнодушным в зале не оставило. И, наверное, не только потому что большинство собравшихся в силу своей профессии и рода деятельности имели отношение к медицине. Все мы время от времени становимся пациентами, поэтому в той или иной степени состояние системы здравоохранения, которое находится в прямой зависимости от уровня компетентности лечащего врача, волнует всех.