Еще в 2009 году в Госдуме РФ говорили об использовании ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях» в сфере здравоохранения. Между тем, первая саморегулируемая организация врачей одной специальности появилась только в 2014 году. Напомним, ею стала «Ассоциация травматологов-ортопедов Челябинской области».
Почему же процесс становления врачебного саморегулирования оказался столь долгим и к чему в итоге должна привести эта система российское здравоохранение? Попытаемся разобраться.
В сентябре 2009 года в Комитете по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ состоялось совещание под председательством автора законопроекта №315-ФЗ, председателя Комитета по собственности ГосДумы ФС РФ Виктора Плескачевского. Рабочая группа этого совещания состояла из представителей российского здравоохранения, среди которых были руководители частных медицинских и косметологических центров и клиник, некоммерческих объединений и ассоциаций врачей частной практики, практикующие врачи, сотрудники научных медицинских организаций и институтов. Все они собрались, чтобы обсудить возможности использования закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в сфере здравоохранения.
— Не надо рассчитывать на то, что саморегулируемые организации в сфере здравоохранения появятся «в понедельник». Я думаю, что как минимум на становление саморегулирования в сфере здравоохранения в нашей стране уйдет 4-5 лет, а может быть и все 10, — отметил первого сентября 2009 года на встрече с представителями частного и государственного здравоохранения в ГД РФ Виктор Плескачевский. — Пока к саморегулированию ближе всего частная медицина. Но и государственной здравоохранение не останется в стороне: я имею в виду систему допуска в профессию через профессиональное членство в СРО.
Что же такое саморегулирование в здравоохранении? Как разъясняет Виктор Плескачевский, саморегулирование – это дополнение к государственному регулированию социальной жизни общества. Суть его в том, что государство через механизм правового, прежде всего законодательного, обеспечения передает часть своих полномочий общественным саморегулируемым (некоммерческим) организациям.
Саморегулируемые организации (СРО) объединяют представителей одной сферы деятельности, которые сами устанавливают правила своей профессиональной деятельности и надзирают за их выполнением. При этом они материально ответственны за нарушение этих правил членами своего объединения.
СРО могут быть нужны не только производителям определенных товаров и услуг для выработки единой позиции, единых стандартов. Это еще и форма представительства, защиты интересов, а также инструмент согласования ряда вопросов в своем профессиональном кругу и с потребителями услуг. Таким образом, стандарты СРО становятся мерилом ответственности каждого члена саморегулируемой организации.
В большинстве стран Запада профессиональные саморегулируемые организации в сфере здравоохранения уже показали свою эффективность. Они не только стали там залогом репутационной ответственности, но и сформировали четкий механизм страхования результатов деятельности. Это значит, что врач, состоящий в саморегулируемой организации по своей специальности, несет материальную ответственность за результаты лечения. В случае профессиональной неудачи врача пациент получает выплаты из компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Получается, создание профессиональных врачебных СРО в здравоохранении – выгодно пациентам. В модели саморегулирования, которая прописана в ФЗ-315, наличие компенсационного фонда — главное условие для создания СРО. Именно благодаря компенсационному фонду потребитель медицинских услуг будет застрахован от некачественной работы и плохого сервиса.
С точки зрения разработчика ФЗ-315 просто лицензирование (в том виде, в каком оно существует в настоящее время) не влечет за собой подлинной ответственности врача за свою работу. Дело в том, что лицензию выдает чиновник. А он не несет ответственность за то, учреждению с какими специалистами выдал лицензию. Причем, лицензируется сегодня в России именно учреждение здравоохранения, но не конкретный врач.
Совсем иное дело – если лицензирование врачей будет отдано профессиональным врачебным саморегулируемым организациям.
— В СРО работает принцип «локтевой ответственности»: каждый член отвечает за себя и за всех остальных, причем материально, — говорит Виктор Плескачевский. — Более того, СРО — это естественный фильтр вхождения игроков на рынок. Таким образом, люди случайные, эпизодические сами откажутся брать на себя ответственность. Они не будут становиться членами саморегулируемых организаций. И тут уже решать потребителю: рисковать и приобретать услуги с негарантированным качеством и незастрахованной ответственностью, или же идти по более надежному пути. А значит, платить тем компаниям, которые являются членами СРО. Врачи — это те же архитекторы: проект составляет несколько человек, а подпись ставит только один. И врач, ставящий свою подпись под диагнозом, обязан нести ответственность за принятое решение.