Челябинская область вернула в федеральный бюджет 500 млн рублей, выделенных на жизненно важные программы.
Депутаты Законодательного собрания Челябинской области на прошедшем 19 ноября заседании комитета по бюджету резко раскритиковали доклад главы регионального минздрава Юрия Семёнова, посвящённый состоянию лекарственного обеспечения южноуральцев в период пандемии. Но не только этот вопрос вызвал бурную реакцию депутатов. Претензий к главе министерства оказалось гораздо больше. И все они крайне злободневные.
Теме доступности для населения препаратов от коронавируса оказалась посвящена совсем небольшая часть выступления министра, бодро оперировавшего различными цифрами. Но чтобы получить представление о реальном положении дел в области с лекарствами от коронавируса, депутатам пришлось задать Ю. Семёнову немало уточняющих вопросов.
Критические замечания собравшихся касались не только этой проблемы. Как выяснилось, недовольство депутатов вызвали весьма сомнительные управленческие решения минздрава, касающиеся в том числе открытия инфекционного центра в Малой Сосновке, а также расходования средств, выделенных на улучшение состояния дел в областном здравоохранении.
Как следует из доклада главы областного минздрава, «в системе работают 95 медицинских организаций, 7761 врач, 1913 фельдшеров и 110 аптечных складов». На приобретение медикаментов для лечения коронавирусной инфекции губернатором Челябинской области Алексеем Текслером выделено 67,3 млн рублей, чтобы обеспечить пациентов больниц на 2–2,5 месяца. 130 млн рублей выделил федеральный центр, они уже поступили в область. 119,2 млн рублей потрачено на заключение государственных контрактов.
По словам министра, «ведется работа с производителями и поставщиками. Есть определенные позиции, по которым имеются проблемы, но они решаются». Ю. Семёнов полагает, в начале декабря все контракты будут заключены, в область поступят необходимее лекарства для пациентов, которые лечатся амбулаторно.
За чередой цифр, приведённых в докладе, сложно было определить, насколько обеспечены лекарствами для борьбы с COVID-19 медицинские учреждения, что и отметил глава областного парламента Владимир Мякуш: «Хотели услышать, как министерство обеспечивает лекарствами медицинские учреждения для борьбы с COVID-19. Я сегодня из доклада не понял, насколько мы готовы к тому, чтобы бороться с этой заразой». Он подчеркнул, что сейчас главная задача — победить коронавирус, а первый рейд, проведённый по аптекам, показал, что многих лекарств в наличии нет. Депутаты намерены продолжить мониторинг аптек. Ю. Семёнов заверил, что вопросы с обеспечением необходимыми лекарствами по списку Минздрава РФ решаются.
Руководитель Росздравнадзора по Челябинской области Лариса Землянская в своём содокладе отметила, что коронавирус наиболее опасен для людей с хроническими заболеваниями, обеспечение их лекарствами не менее важно, чем закупка препаратов от коронавируса. Она доложила, что все госпитальные базы обеспечены лекарственными препаратами для борьбы с COVID-19, хотя есть определённые проблемы в связи с ростом спроса на них. Для лечения же амбулаторных больных, получающих препараты бесплатно и в розничной сети, имеются не все необходимые лекарства, поскольку запасы Областного аптечного склада не позволяют обеспечить в последние месяцы их наличие. Л. Землянская затронула в своём докладе и вопрос резкого завышения цен, выставляемых производителями лекарств даже на самые обычные препараты, отметив, что о сложившейся ситуации сообщено в УФАС.
При обсуждении доклада главы областного минздрава депутаты отметили, что не услышали критического анализа по ситуации с обеспечением лекарствами от COVID-19. Как сказал депутат Валерий Колокольцев, «в аптеках … толпы народа. Люди скупают все, даже то, что не нужно. На всякий случай. О чем мы тут говорим?» Его поддержали и другие депутаты, которых также не устроил прозвучавший доклад.
Депутат Степан Фирстов, руководитель частной медицинской клиники «ЭФ ЭМ СИ», член президиума Общества врачей России, руководитель регионального отделения Партии пенсионеров, в своём выступлении поднял ещё одну очень важную тему: лекарства без врачей не смогут вылечить больного. Только врач может выбрать необходимую в каждом конкретном случае схему лечения и подобрать оптимально действующие препараты. А сегодня в области большая проблема именно с хронической нехваткой медицинских кадров. Проблема стоит настолько остро, что если ничего не предпринять в самое ближайшее время, лечить людей будет просто некому. Как сообщил С. Фирстов, дефицит медицинских кадров в области — порядка 3 000 человек, около 40 процентов медиков — люди пенсионного и предпенсионного возраста, нагрузка на медперсонал колоссальная и отток специалистов только усиливается.
«Сегодня управленческие решения, связанные с врачебными кадрами, не до конца продуманы. — считает С. Фирстов. — Недавно радостно сообщили, что под Челябинском открылся большой инфекционный корпус. Но кто в нем будет лечить людей? Когда такие проекты планируются, нужно прежде всего задуматься, где взять под них кадры. … Инфекционный корпус в Малой Сосновке — для врачебного сообщества непонятный проект, который оттянет на себя последних инфекционистов. А их и так мало…».
Как отметил С. Фирстов, в нынешней сложной ситуации врачи просто не успевают должным образом лечить больных. Например, врачи-эксперты страховых компаний, работающие сегодня с Фондом ОМС, говорят о том, что практически все истории болезней умерших больных с COVID-19 оформлены не должным образом, имеют множество недочетов по назначению лекарственных препаратов, много недоназначенных препаратов.
«Власти говорят нам, что открыли еще 500 коек. Но почему-то я не слышал о том, чтобы дополнительно привлекали врачей. К примеру, из других регионов, где обеспеченность кадрами выше. А об этом нужно было думать в первую очередь. Терапевты не смогут лечить инфекционные заболевания. Никакие кратковременные курсы по повышению квалификации не помогут. Мы не знаем, сколько протянется эта пандемия. Вполне возможно, за COVID-19 придет COVID-26. Но с таким подходом совсем скоро лечить людей будет некому. Врачи просто уйдут — потому что слишком высокая нагрузка, высокая ответственность, а цена ошибки — жизни людей. Мы сейчас бьем в колокола, чтобы сохранить в системе тех врачей, которые есть», — говорит Степан Фирстов.
К тому же у «ковидных» пациентов, как правило, уже множество хронических заболеваний, которые в этом инфекционном госпитале лечить будет просто некому. Депутат высказал озабоченность тем, что при столь катастрофической ситуации с обеспеченностью региона врачебными кадрами оказалось, что Фонд ОМС возвращает 500 млн рублей, направленные федеральным центром в Челябинскую область именно на устранение дефицита врачей. Не дали ожидаемого эффекта и программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». При плане направить в сельскую местность с выплатой «подъемных» 70 докторов и 80 фельдшеров специалистам минздрава удалось найти лишь 32 и 28 желающих.
Понятно, что проблема острая, требующая безотлагательного решения, поэтому фракция Партии пенсионеров настаивает на том, чтобы в комитете по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области была создана рабочая группа или комиссия с участием руководителей минздрава, заместителей губернатора, курирующих социальные направления. Степан Фирстов считает, что «необходим мониторинг ситуации. Это позволит оперативно и эффективно решать вопросы. Если ничего не сделать, то скоро лечить людей будет некому». Это предложение поддержали председатель областного парламента Владимир Мякуш и все присутствующие депутаты.