«Деятельность Росздравнадзора не приводит к достижению целей, которые ставятся в части госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности», – говорится в опубликованном недавно докладе ФАС.
Главный вывод ФАС состоит в том, что «в России отсутствует целостная модель надзора за качеством и безопасностью медицинской деятельности». После прочтения этого доклада граждане должны всерьез задуматься о том, что деятельность медицинских работников в России практически никак не регламентируется и не контролируется.
Врачи руководствуются исключительно собственным пониманием и (хочется надеяться) совестью, а проверяющие чиновники – произвольными представлениями о порядке в отрасли и (хочется надеяться, что не всегда) придумыванием нарушений, в которых можно, не особо напрягаясь, уличить проверяемые организации.
Критерии качества – их нет. И не будет?
В докладе ФАС указывается на то, что в стране до сих пор отсутствуют «порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи». Нет также и критериев оценки качества медицинской помощи. «При этом качественная медицинская помощь – ключевое понятие, являющееся индикатором соблюдения прав человека в сфере здравоохранения, гарантированных Конституцией», – подчеркивается в докладе.
В итоге складывается ситуация, когда для проверяющего органа имеют значение лишь формальности. «Имеются многочисленные примеры, когда в ответ на жалобы граждан на действия или бездействие медицинских работников, приведших в том числе к смерти пациентов, Росздравнадзор вместо оценки конкретных обстоятельств, связанных с действиями медицинских работников, проверял только соблюдение порядков оказания медицинской помощи», – отмечают чиновники ФАС.
По мнению авторов доклада, разрабатываемые сегодня в Минздраве критерии качества ситуации не исправят: они, «по сути, таковыми не являются» и «подменены абстрактными утверждениями о том, что врач должен действовать „правильно и своевременно“, но что это значит по отношению к конкретному больному в его конкретном состоянии, по-прежнему не раскрывается».
Лицензирование без регламента
Еще одна проблема, о которой говорит ФАС, – лицензирование. Почти вся лицензионная деятельность, которой занимается Росздравнадзор, никак не регламентирована и – соответственно – по сути, незаконна. Как констатируется в докладе, более чем в половине видов медицинских работ и услуг Росздравнадзор и органы лицензирования субъектов РФ не имеют законного основания осуществлять лицензирование, так как отсутствуют лицензионные требования и принятые порядки оказания медицинской помощи. При этом подчеркивается, что чиновники «в условиях отсутствия установленных требований самостоятельно и по-разному выбирают те или иные нормативные правовые акты и документы, на основании которых выдают лицензии».
Бессмысленная деятельность
«В целом контроль качества и безопасности медицинской деятельности носит формальный характер», – считают докладчики. И резюмируют: «В отсутствие критериев качества медицинской помощи, лицензионных требований и значительного числа порядков оказания медицинской помощи, в отсутствие административных регламентов проверок и порядков проведения соответствующих экспертиз деятельность Росздравнадзора не приводит к достижению целей, которые ставятся перед медицинским надзором в части государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».
ФАС предлагает ряд мер для исправления ситуации. Помимо предложений по заполнению законодательного вакуума, необходимо сократить количество плановых проверок, сосредоточив усилия Росздравнадзора на внеплановых контрольных мероприятиях по жалобам, активизировать проведение экспертизы качества медицинской помощи и легализовать клинические протоколы как основной инструмент оценки качества и безопасности медицинской помощи.
«А тот ли надзор мы осуществляем?»
Ознакомившийся с докладом исполнительный директор саморегулируемой организации НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» Сергей Лазарев оценивает ситуацию так:
«Это первый и единственный в настоящее время аналитический документ, который конкретно описывает деятельность другого государственного ведомства. Там показано столько проблем в деятельности Росздравнадзора, что становится, мягко говоря, печально. Первое – это неисполнение функций, которые на Росздравнадзор возложены. Второе – создается впечатление вообще о бесполезности этого органа как органа надзора. Тем более, я знаю больше – они и сейчас пытаются приобрести дополнительные функции. У них даже в апреле прошлого года штат увеличился, а все равно он не заполнен. Но основной вывод из этого доклада, когда его прочитаешь, – это то беззаконие, с которым мы сталкиваемся на практике. Беззаконные штрафы, которые не существуют – как у нас, допустим, можно штрафовать за то, чего нет.
Главное, что проистекает из этого доклада – а тот ли надзор мы осуществляем, и что у нас действительно является предметом надзора? Мы давно дискутируем, спорим и пытаемся объяснить: вред и ущерб здоровью у нас наносит врач, а не медицинская организация. А у нас до сих проверяют только главного врача. Поэтому у нас до сих пор врач как лечил пациента как хочет, так и лечит как хочет, и никто его не контролирует: что он там делает, как он делает, чем это дело заканчивается. У нас придут, посмотрят помещение, посмотрят бумаги, посмотрят работу главного врача, не опускаясь до того уровня, на котором происходит оказание медицинской помощи. Не знаю, обратит ли власть внимание на этот доклад, и какие будут оргвыводы, но он просто суперактуален на сегодняшний момент».
Источник: «Взгляд»