С 1 января 2016 года вступает в силу ст.69 закона N 323-ФЗ, согласно которой право на осуществление медицинской деятельности будут иметь только врачи, которые получили свидетельство об аккредитации специалиста.
Каковы будут правила аккредитации и ее процедура? Допустят ли к медицинской деятельности с 1 января следующего года специалистов, имеющих сертификат, срок действия которого не истек? Внятных ответов на эти непростые вопросы, по мнению члена Правления СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» (Москва), к.э.н. Дмитрия Борисова пока нет.
— Дмитрий Александрович, что означает вступление в силу ст.69 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?
— Вступление в силу данной нормы повлечет, во-первых, изменение Положения о лицензировании медицинской деятельности, во-вторых, издание приказа об аккредитации. В настоящее время проекты нормативных актов об изменении положения о лицензировании медицинской деятельности и аккредитации специалистов отсутствуют. В то же время сертификаты специалиста, выданные до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 закона N 323-ФЗ). Данная правовая неопределенность порождает определенные риски.
— Как быть специалистам, срок действия сертификата у которых еще не истек?
— По имеющейся информации, введение обязательной аккредитации медицинских работников Минздрав России определил в качестве одного из основных направлений развития национальной системы здравоохранения. Процедура аккредитации предполагает оценку профессионального портфолио, оценку профессиональных знаний (по результатам национального профессионального тестирования), оценку профессиональных компетенций в условиях симуляционно-аттестационного центра.
Председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, чл.-корр. РАН Петр Глыбочко и руководители Минздрава РФ в лице первого заместителя министра здравоохранения России Игоря Каграманяна и директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяны Семеновой дали разъяснения: первичная аккредитация специалистов (выпускники) с 2016 г. остается за всеми 46 профильными вузами системы МЗ; вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно, в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов.
— А на кого будет возложено общее руководство процессом аккредитации?
— Общее руководство будет возложено на Национальный центр аккредитации, методологическое сопровождение — на экспертно-методические центры, также в структуру системы аккредитации войдут 12 окружных центров аккредитации. В частности, Игорь Каграманян рассказал, что головная роль в системе аккредитации отводится Национальному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Часть вузов системы Минздрава станут базовыми окружными центрами аккредитации. Задача ближайшего времени — определиться с количеством специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.
— Аккредитация будет проводиться только медицинскими вузами?
— Предположительно, уполномоченными центрами — вузами системы Минздрава. Однако поскольку аккредитацию специалист может получить только после окончания медицинского вуза (ч.3 ст.69 закона N 323-ФЗ), а уполномоченные вузы сами проводят обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), то у них возникнет незаконное конкурентное преимущество перед иными организациями ДПО, лишенными такого права.
В настоящее время в соответствии с п.3 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 29.11.2012 N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», сертификат выдается образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. То есть все образовательные организации, независимо от формы собственности, типа или ведомственной принадлежности, находятся в равных условиях.
— Ситуация с получением врачами дополнительного профессионального образования и раньше была непростой?
— Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 года государственная аккредитация образовательных организаций в части программ дополнительного профессионального образования (ДПО) проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности, в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в т. ч. Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей.
После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 года органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация вузов - на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты.
— Какую позицию заняли в данном вопросе Министерство образования и науки и Федеральная антимонопольная служба?
— Рособранадзор занял позицию, согласно которой вузы имеют право выдавать документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития №705н признавались документы исключительно государственного образца.
ФАС вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации вузов, исключив из них дополнительное профессиональное образование. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012 годах между Рособрнадзором и ФАСом с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 году, норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н.
— На этом конфликт был исчерпан?
— Нет, история с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав издал приказ №982н «О выдаче сертификата специалиста медработникам», который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно документу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация.
В 2013 году было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 года Минздрав внес в него изменения, согласно которым, негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.
Еще раз подчеркну, что в первоначальной редакции приказа №982н право выдачи сертификата предоставлялось только государственным образовательным или научным организациям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупционной экспертизы экспертами Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и возбуждения ФАСом дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минздрава. Подобная ситуация может повториться, приведя к более пагубными последствиями.
— Чем еще, кроме нарушения антимонопольного законодательства, грозит введение недостаточно продуманной аккредитации врачей?
— В настоящее время в РФ около 650 тыс. врачей и 1 500 тыс. среднего медицинского персонала. Даже при проведении аттестации поэтапно в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов, в среднем за год данную процедуру необходимо будет пройти 130 000 врачам и 300 000 медсестрам — не многовато ли для уполномоченных центров? С другой стороны, такой подход в условиях экономического кризиса приведет к дополнительным значительным расходам для работодателей.
В соответствие с абз.4 ст.196 Трудового кодекса, работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством. В соответствии со ст.187 ТК, при направлении работника на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
— Поясните, прохождение процедуры аккредитации относится к дополнительному образованию или нет?
— Компенсации предусмотрены в случае прохождения дополнительного образования, к которому собственно аккредитация не относится. Следовательно, работодатель будет вынужден выбрать для своих сотрудников прохождение ДПО в уполномоченном вузе, возможно, расположенном в другом городе, с последующей аккредитацией для отнесения расходов на себестоимость. При этом сами расходы значительно вырастут из-за отрыва сотрудника от работы, сохранения места работы (должности) и средней заработной платы, оплаты проезда и проживания.
— Каким будет механизм аккредитации?
— Вызывает настороженность высказывание первого заместителя министра здравоохранения Игоря Каграманяна о том, что задачей ближайшего времени является определение количества специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации. Пунктом 2 приказа №982н предусмотрено, что сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2009 г. N 210н. Аккредитация в рамках одного свидетельства нескольких специальностей вряд ли возможна, поэтому, скорее всего, речь идет о дальнейшем дроблении допуска к выполнению отдельных работ врачами. Например, аккредитация по акушерству и — отдельно — по гинекологии. Пагубность таких барьеров очевидна — врачам связывают, если не сказать выкручивают, руки при оказании помощи пациентам, поскольку допуск тесно связан с лицензированием. Непонимание последствий во всей их взаимосвязи, неумение их прогнозировать, а подчас просто близорукость, является фирменным стилем Минздрава.
— Что нужно сделать для успешного разрешения спорных и сомнительных моментов?
— Во-первых, внести изменения в Положение о лицензировании в части лицензионных требований — наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации. Оба документа должны в равной степени предоставлять допуск к медицинской деятельности. Во-вторых, сохранить преемственность процедуры допуска врачей к деятельности в части наделения правом аккредитации всех образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию, а также аккредитации специалистов в соответствии с Номенклатурой специальностей без дальнейшего дробления допуска по отдельным услугам. И, в-третьих, обеспечить единообразие процесса оценки знаний не за счет ограничения субъектов, проводящих оценку, а с помощью разработки стандарта оценки, включающего общедоступную систему детализированных тестов, прошедших публичное обсуждение в профессиональном сообществе, по всей номенклатуре медицинских специальностей специалистов с высшим и средним образованием.
Кстати
В настоящее время одним из лицензионных требований к частным медорганизациям является наличие у врачей и медсестер сертификата специалиста. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства от 16.04.2012 №291, невыполнение лицензиатом данного требования является грубым нарушением, которое, в свою очередь, может повлечь административное приостановление деятельности организации на срок до девяноста суток. До 1 января 2016 года право на медицинскую деятельность имеют лица, получившие сертификат специалиста — п.1 ч.1 ст. 100 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года.