Врач – профессия особая. В обыденной жизни мы часто забываем об этом. Однако от человека этой профессии зависит самое дорогое – наши жизни и здоровье. Именно поэтому каждый врач постоянно несет огромный груз ответственности.
В лечении, как правило, не приходится пользоваться готовыми схемами. Процессы жизнедеятельности каждого организма сложны и многообразны, а течение заболевания имеет множество вариантов. К тому же, медицинская наука не стоит на месте, предлагая врачу все новые диагностические и лечебные средства и приемы. Поэтому каждый врач постоянно учится, совершенствуется в освоении своей специальности. Д
ля этого нужно обладать особым складом характера и быть человеком, для которого слова «принципы врачебной этики» — не пустой звук. Врачебная этика – понятие не только из области морали, но и из сферы права. В первую очередь врач обязан соблюдать законодательство о здравоохранении, многочисленные ведомственные приказы и инструкции. Но все правовые нормы, регулирующие деятельность врача, имеют в своей основе многовековые нравственные ориентиры.
С другой стороны, такая норма, как, например, обязанность соблюдать врачебную тайну, давно обрела легитимность. На проблемы врачебной этики смотрят с разных точек зрения. Но есть несколько аспектов врачебной этики, обойти которые, работая врачом, невозможно. Это:
— врачебная тайна и этика, связанная с ней;
— отношения между врачом и пациентом;
— взаимодействие и общение врача с родственниками пациента;
— психологический микроклимат в лечебном учреждении, общение докторов друг с другом и с персоналом больницы.
Нарушение врачебной этики порой порождает конфликты, вплоть до судебных разбрательств. И сегодня, когда процветает так называемый «потребительский экстремизм», врачу необходимо строго следовать духу и букве закона. В частности – хорошо знать «Кодекс врачебной этики Российской Федерации». Ознакомиться с этим документом можно здесь.
Во все времена главным принципом деятельности врача была знаменитая фраза Гиппократа «Не навреди!». Отсюда и выстраивание отношений с пациентом, которые в идеале должны быть уважительными, в меру доверительными и доброжелательными. Не стоит забывать, что залог успешности лечения – позитивный настрой больного. А вот безразличие и грубое слово, напротив, могут усугубить течение заболевания.
Сострадание врача к пациенту, безусловно, отличается от тех чувств, которые испытывают к больному его родные и близкие. Проявлять гуманность для врача – значит проявлять профессионализм. Однако чисто деловой, на грани безразличия, подход к пациентам неприемлем для настоящего врача. Врач – не бухгалтер, он имеет дело с живыми людьми, а не с бумагами, цифрами или механизмами, и никогда не должен об этом забывать.