Приняты критерии качества медицинской помощи. Повысят ли они эффективность лечения на деле?
24 августа 2015 года вступает в силу приказ Минздрава «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Теперь при проведении экспертизы качества медицинской помощи во всех лечебных учреждениях России будут руководствоваться этим актом. Проводят экспертизу, к слову, фонды ОМС и страховые компании, Росздравнадзор, а также территориальные органы здравоохранения.
Документ содержит перечень заболеваний по группам и представляет критерии оказания помощи пациентам как амбулаторных условиях, так и в условиях стационара.
Среди выделенных в новом приказе Минздрава критериев качества медпомощи фигурируют следующие:
— правильное ведение документации;
— первичный осмотр;
— сроки оказания медпомощи;
— наличие плана лечения;
— отсутствие прогнозируемых осложнений и пр.
Можно ли по предложенным критериям адекватно оценить качество медицинской помощи? По мнению учредителя первой в России СРО врачей одной специальности Степана Фирстова, до тех пор, пока к разработке критериев медицинской помощи не привлекают практикующих врачей, говорить о изменениях к лучшему преждевременно.
«Критерии, предлагаемые Минздравом, разработаны на основе порядков и стандартов, которые не прошли обсуждение в профессиональном сообществе, не были приняты специалистами в конкретных врачебных специальностях, — обращает внимание на ключевой момент Степан Фирстов. — Это значит, что критерии эти не до конца соответствуют реалиям профессиональной врачебной жизни. А долго ли простоит дом, у которого неправильно заложен фундамент?».
Кроме того, по мнению эксперта, основой критерия качества медицинской помощи должна быть удовлетворенность лечением пациента.
«Если диагноз поставлен неверно, если лечение не привело к выздоровлению – грош цена правильно заполненной документации, — отмечает Степан Фирстов. — Оценивать качество медпомощи должны не ФОМС, не Росздравнадзор, не территориальные органы здравоохранения. Решающее слово должно оставаться не за этими организациями. Решающее слово в определении критериев качества медпомощи должны сказать организованные врачебные сообщества по специальностям. Такая практика, насколько мне известно, принята во всем мире».
Качество оказания медицинской помощи имеет три составляющих:
— ее своевременное оказание (обеспечивается организатором процесса – медицинским учреждением),
— правильный выбор методов лечения (это работа врача),
— степень достижения результата (тут ответственность разделяют руководство лечебного учреждения и врач).
Таким образом, очень многое зависит от компетентности врача, от его клинического мышления. Эту составляющую не сможет оценить ни ФОМС, ни Росздравнадзор.
«Только профессиональное врачебное сообщество, точнее правильно организованное врачебное сообщество (ассоциации врачей по специальностям) смогут квалифицированно оценить ход и качество лечения, — говорит Степан Фирстов. — Все порядки и стандарты оказания медпомощи должны рождаться в профессиональной среде. И только потом — подтверждаться в министерстве. А у нас напротив – все циркуляры спускаются сверху. А ведь не зная, как варить борщ, нельзя написать его рецепт! Более того, лучше всего рецепт напишет повар, который каждый день варит борщ…».