Трудно найти человека, не имеющего претензий к качеству медицинской помощи у нас в стране. Но, если разобраться, каждый понимает проблему по-своему.
Для проверяющих органов, таких как Росздравнадзор, экспертиза качества медицинской помощи включает в себя некий набор характеристик, среди которых называют:
— своевременность оказания медицинской помощи;
— грамотный выбор методов диагностики и лечения;
— достижение поставленных целей оказания медицинской помощи.
Критерии эти достаточно размыты, неконкретны. Но ведь и не может быть универсального набора критериев экспертизы качества медицинской помощи для всех пациентов!
Но без проверки и оценки качества работы медучреждений, врачей, среднего медперсонала не обойтись. Сегодня в Минздраве решение проблемы видят в привлечении к контрольно-надзорным мероприятиям врачей-экспертов различных специальностей. А Росздравнадзор уже подготовил особый приказ – об аттестации таких экспертов.
Такие очевидные, на первый взгляд, критериии качества оказания медицинской помощи как выздоровление, снятие боли, ремиссия, увы, не могут рассматриваться как основные. Во всяком случае, принимать исход заболевания как основной критерий в случае, например, с больным в тяжелом состоянии – не совсем корректно. Врач будет бороться за его жизнь всеми способами, и при этом проиграет в схватке со смертью. Поэтому оценка качества медицинской помощи должна основываться на комплексной экспертизе.
Что же должна учитывать экспертиза медицинской помощи?
— анализ процесса оказания медицинской помощи, его соответствие принятым международным стандартам;
— экспертный анализ выбранного метода лечения и диагностики;
— своевременность оказания медицинской помощи;
— качество ухода за пациентом;
— выполнение имеющихся клинических рекомендаций;
Что касается последнего пункта, следует отметить, что клинические рекомендации составлены далеко не для всех заболеваний. Лишь в 2012 году впервые Минздрав начал вести работу в этом направлении. В настоящее время подготовлено около семидесяти порядков, еще три десятка дожидаются своей очереди на утверждение. При этом один такой документ включает в себя несколько нозологий. Таким образом, рекомендации для лечения 1200 самых распространенных болезней уже составлены. Однако эту работу еще предстоит продолжать несколько лет. Важно, чтобы клинические рекомендации были подготовлены при активном участии профессионального врачебного сообщества, точнее – профессиональных врачебных ассоциаций по специальностям.
— Качество медицинской помощи начинается с удовлетворенности пациента, — считает генеральный директор клиники FMC Степан Фирстов. – Это значит, что врач должен поставить правильный диагноз, собрать анамнез. Нельзя не принять во внимание наличие современного диагностического оборудования. Но без хорошего врача любое, даже самое лучшее оборудование будет простаивать. Имея свой план лечения, врач запускает процесс лечения. Сегодня, как в государственной, так и в частной системе здравоохранения врач имеет право лечить только по протоколам, разработанным Минздравом. По моему глубокому убеждению, в первую очередь к созданию таких протоколов необходимо допустить врачебное сообщество. Это основное условие подлинного качества медицинской помощи, ведь оно напрямую зависит от грамотно составленных протоколов. А сегодня врач, увы, вынужден считаться с клиническими рекомендациями, спущенными сверху.
Пока экспертиза качества медицинской помощи – это дело, которое отдано на откуп ФОМСу и Росздравнадзору. Профессиональное врачебное сообщество же пока стоит в стороне. Между тем, о работе современного врача могут судить только врачи той же специальности, объединенные в профессиональную ассоциацию. Для пациента членство врача в такой ассоциации – своеобразная гарантия качества специалиста. Но пока жалобы пациентов, недовольных качеством оказания медицинской помощи, попадают во все тот же Росздравнадзор. А это организация, которая пока не обладает инструментами, позволяющими оценить работу врача.