Бизнес в кризис. Компании Челябинской области готовятся к углублению экономического спада. Группа предприятий «Компаньон» делает ставку на долгосрочные инвестиции. А корректировать планы приходится ежемесячно — настолько стремительно меняется ситуация, говорит руководитель Арсен Унанян:
«В последнее время весь наш бизнес заточен под длинные деньги. Мы давно уже ушли с рынка коротких спекулятивных сделок. Заходим с нашими партнерами и клиентами в долгосрочные отношения, практикуем рассрочки. Для нас это привычная система, и мы сейчас достаточно легко относимся к происходящей ситуации. Кое-что будем использовать из опыта, который мы использовали в 2008 году. Если сейчас появится свободное время, то с удовольствием его потратим на обучение топ-менеджеров, рядовых сотрудников. Мы увеличим объем рекламы, потому что на рынке останутся только сильные игроки, которые смогут под него подстроиться. Да, это определенный риск, это связано с затратами, но любой бизнес должен иметь подушку безопасности».
Владелец спортивного клуба I'M Style Евгения Лоренц не склонна доверять пессимистичным прогнозам на ближайшее будущее бизнеса:
«Мы помним 2008 год. Тогда нам пришлось даже постоянные расходы сократить. Причем так, как не сокращали предыдущие 10 лет к тому времени. Пока мы не заметили ни снижения продаж, ни каких-то колебаний. Показатели декабря даже немножко выше, чем в прошлом году, хотя прошлый год был достаточно успешным. Поэтому, я думаю, в ближайшем году все будет не так страшно и печально. Пока мы не принимаем никаких мер даже по снижению издержек и не планируем этого делать. Я согласно с такой известной цитатой о том, что «кризис в головах».
Заместитель директора по планированию и развитию компании «Лайт Групп» Валерий Пантелеев напоминает о государстве как мощной машине регулирования рынка:
«Национализация основных отраслей касается энергетики, „нефтянки“ и газовой отрасли. Причем, тут нет ничего нового. Любая страна мира при вхождении в кризис рассматривала варианты, связанные с централизацией направлений, связанных с жизнью населения. Что касается предприятий, то любыми путями необходимо смотреть ту технику, которая необходима для потребителей и переходить на ее производство, и исходить из финансовых возможностей как потребителя, так и наших собственных., и не вести себя как на базаре (когда продавец хочет продать дороже и покупатель купить дешевле). Должен быть арбитражный орган со стороны государства для регулирования этого процесса».
Владелец ресторана «Ланжерон» и сети пиццерий «Пиццамания» Алексей Носков без обиняков заявляет, что в следующем году индустрии HoReCa придется не жить, а выживать:
«Когда начинаются такие изменения, в первую очередь страдают виды деятельности, направленные не на обеспечение основных потребностей человека. Люди будут думать банально о простой еде, одежде и так далее. Те, кто находятся на арендованных площадях, могут оказаться в ситуации, когда вдруг при падении продаж резко вырастет аренда. Сейчас в городе продается много ресторанов, и это неспроста. Мы на волне позитива еще проскочим Новогоднюю ночь и 10 дней праздников, а потом с середины января по конец февраля надо запасаться попкорном, пока он еще не подорожал и сидеть смотреть, что будет происходить. Это будет катастрофа».
Председатель правления «Объединения частных медицинских организаций „МЕДСОЮЗ“ Степан Фирстов обнадеживает, что санкции подтолкнут развитие российской медицины и врачебного бизнеса:
«Нужно инициировать такие процессы для того, чтобы все наше производство услуг, (особенно качественных, если мы говорим про медицину) увеличилось. Врачи начнут овладевать новыми технологиями, потому что люди перестанут ездить за границу лечиться. Потому что вчера можно было приехать в Германию коленку полечить и быть уверенным, что завтра ты приедешь, и тебе перевязку там сделают. Сейчас с санкциями и границами уже нет такой гарантии. Поэтому для здравоохранения это очень полезно».
Источник «Эхо Москвы в Челябинске», передача «Экономика и бизнес»