Здоровье
Влада Сайфетдинова
генеральный директор сети клиник «Альфа-центр здоровья»:
«Цены на медицинские услуги, разумеется, поднимутся. Причина на поверхности — основная часть расходных материалов и лекарства, а также медицинское оборудование импортируется. Наибольшее повышение будет происходить в области стоматологии, так как здесь традиционно выше доля импортных препаратов.
Но повышение цен будет гораздо меньшим, чем показатель динамики курса национальной валюты, так как основная часть расходов (зарплаты, аренда) не связана с валютными операциями.
При этом бизнес будет стараться максимально сдержать рост цен. Конкуренция практически во всех регионах крайне высока, и сейчас для потребителей на первый план выйдет не только качество, но и стоимость услуг. Повышение цен будет находиться в границах общей инфляции по экономике».
Тимур Нигматуллин
аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:
«По моим оценкам, объём рынка платных медицинских услуг в России в 2014 году составил около 700 миллиардов рублей, это на 15 процентов больше, чем в прошлом году. В 2015 году я ожидаю схожих темпов роста, несмотря на негативную экономическую конъюнктуру. Ключевыми факторами роста остаётся старение населения и сокращение госрасходов на медицину. Драйвером роста цен будут услуги, связанные с онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями и стоматологией».
Степан Фирстов
генеральный директор медицинской клиники FMC:
«У нас цены поднимутся процентов на 15−20 из-за увеличения стоимости расходных материалов, в частности интегрируемых в организм металлоконструкций импортного производства (это именно те позиции, которые пока нечем заменить). Также поднимутся цены на диагностику, ведь она часто находится на аутсорсинге у лабораторий, а те уже подняли цену на десять процентов. Что касается крупных операций по травматологии и ортопедии, то будем пациенту (где это возможно) предлагать альтернативные варианты с российским металлом, предупреждая о риске.
Но многие позиции останутся без изменений благодаря тому, что за последние три года увеличилось количество отечественных производителей. Например, свет, операционное бельё, цифровой рентгеновский аппарат, современные каталки, операционные и перевязочные столы, аппараты для электрокоагуляции в наше новое подразделение мы приобретали у отечественного производителя. Поэтому здесь сюрпризов не будет».
Индустрия красоты
Елена Володина
руководитель проекта «Леди Mail.Ru»:
«Сильнее всего подорожают инъекционные процедуры (уже сейчас их стоимость выросла на 15−20 процентов), так как препараты покупаются за границей. Исключение должен составить разве что плазмолифтинг, если вы не будете добавлять в плазму мезококтейли. Некоторые клиники попытаются заработать на клиентах и повысят цены даже на те материалы, которые успели закупить по старым ценам: на фоне общего подорожания услуг это не вызовет подозрения. Из позитивного: не должны поменяться в цене аппаратные, в том числе лазерные процедуры. Во-первых, они и так недёшевы (например, фракционная шлифовка всего лица стоит от 20 тысяч рублей), во-вторых, для их проведения не требуются дополнительные дорогостоящие препараты.
Количество клиентов салонов красоты едва ли снизится: рутинные процедуры (маникюр, стрижки и окрашивания) будут востребованными всегда. В кризис работает эффект «губной помады»: женщины остерегаются крупных трат, но при этом готовы тратить деньги на приятные мелочи, которые позволяют не потерять лицо в период кризиса».
Андрей Волков
руководитель консалтинговой компании No Strategy:
На последней паре выставок индустрии красоты был зафиксирован небывалый спрос на азиатскую косметику. Думаю, в ближайшие два года нас ждёт 90%-е замещение привычных итальянских, французских, швейцарских и американских профессиональных марок. Все участники боятся повышать цены на услуги, но цены на сырьё уже выросли, вот они и меняют поставщиков. Сейчас можно сказать, что коррекции почти не было, пять процентов по рынку. Незначительного снижения можно ожидать только в сегментах бюджетных стрижек и дизайна ногтей.
Образование
Андрей Волков
руководитель консалтинговой компании No Strategy:
«Цены на обучение росли и без кризиса. Чем престижнее вуз, тем быстрее поднимались цены. Например, востребованные программы MBA дорожают каждый год на 10−15 процентов. Есть вероятность, что многие родители не смогут вынести финансовую нагрузку, и дети пойдут учиться в другие институты или на другие специальности. Или вообще не пойдут. Но сегодня мировое образование находится в тектоническом сдвиге. Даже старейшие университеты мира спешат застолбить своё место в сфере дистанционного обучения и запускают проекты онлайн-обучения. Кроме всех прочих прелестей, эти программы в разы дешевле, и, думаю, пройдёт не больше трёх-пяти лет, пока общество не начнёт признавать их всерьёз наряду с традиционным форматом».
Олеся Горькова
директор центра языковой подготовки университета «Синергия»:
«В сегменте дополнительного образования не только возрастут цены, но и изменится спрос. Рост стоимости часа занятий с носителем языка компенсируется повышенными требованиями к качеству. При этом снизится интерес к продуктам премиум-формата: индивидуальное обучение, языковое сопровождение и прочее. Сейчас мы наблюдаем тенденцию изменения интересов к изучаемым языкам: возрастает спрос на изучение восточноазиатских языков, то есть китайский и арабский языки переходят из категории экзотики в категорию прикладных языков делового общения, тем не менее английский язык — это 90 процентов рынка».
Фитнес
Андрей Волков
руководитель консалтинговой компании No Strategy:
«Самый конкурентный рынок — Петербург. Он оценивается в 1,3 миллиона абонементов. На пятимиллионный город! У фитнес-операторов уже нет возможностей повышать цены. То, что уже случилось в Петербурге, будет распространяться по России. Оплата в рассрочку, дополнительные услуги, гибкие тарифы день/ночь/заморозка. Иначе бизнес будет не спасти. По итогам последнего квартала 2014 года все операторы отмечают резкое падение продаж персональных тренировок — очень тревожный сигнал. Завтра могут начать отказываться и от абонементов. Конечно, альтернативы фитнесу есть. Это небольшие специализированные студии по кросс-фиту, сайклу, аэробике, йоге, смешанным единоборствам и многие другие. И всесезонные тренировки на открытом воздухе: бег, ходьба, скандинавская ходьба. Сезонные: велосипед, ролики. Опять же индивидуальные тренерские программы различных форматов. Этот год будет для фитнес-потребителя выгодным, если, конечно, сохранятся номинальные доходы».
Источник: The Village