Институт саморегулирования в сфере здравоохранения призван защищать интересы и пациентов, и врачей. Первых – от оказания неквалифицированной помощи, так как членство в СРО предполагает соблюдение установленных ею стандартов и правил осуществления профессиональной деятельности и страхование имущественной ответственности всех ее членов (ст. 4, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"), вторых – от так называемого потребительского экстремизма, в частности – необоснованных жалоб и попыток привлечения врачей к уголовной ответственности (по данным Общественного совета при Минздраве России, из 1700 возбужденных в этом году в отношении врачей уголовных дел до суда доведены только 387), так как СРО может доказать, что врач действовал, не выходя за рамки установленных организацией стандартов.
Стоит отметить, что в этом году были законодательно закреплены требования к профессиональным медицинским НКО и их ассоциациям, которым могут быть переданы отдельные функции в сфере охраны здоровья и предоставлено право участвовать в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и фондов обязательного медицинского страхования, а также в разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в соответствии с ч. 5 ст. 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; далее – закон об основах охраны здоровья).
СРО в сфере здравоохранения образуются путем объединения медицинских организаций или непосредственно врачей, и второй вариант, как подчеркнули участники прошедшей вчера в ТПП РФ II конференции "Развитие саморегулирования в здравоохранении", в последнее время становится все более распространенным, так как каждая область медицины имеет свою специфику. На сегодняшний день существуют ассоциации, объединяющие как врачей одной специальности, например травматологов-ортопедов, так и специалистов по тем направлениям, которые не выделены в отдельные специальности, в частности – флебологов , МРТ-специалистов. Анализ сведений о деятельности таких организаций, сообщенных их представителями, позволяет выделить следующие наиболее существенные направления работы этих СРО:
- систематизация нормативно-правовой базы: НПА, клинических и методических рекомендаций, составление разъяснений по ее применению, определение порядка действий врачей в случае отсутствия нормативного регулирования;
- разработка внутренних стандартов обследования и лечения пациентов, уточняющих и дополняющих утвержденные Минздравом России стандарты, утверждение правил проведения исследований. Так, например, сфера МРТ-диагностики, как отметил председатель контрольной комиссии СРО "Национальная коллегия флебологов" Денис Борсук, нормативными актами вообще не урегулирована, поэтому организация разработала для своих членов стандарты проведения МРТ-исследований и описания их результатов;
- осуществление внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи членами СРО, рассмотрение жалоб на их действия, выявление допущенных ошибок и предотвращение их появления впоследствии не только у конкретного врача, но и у всех остальных членов организации;
- взаимодействие с органами власти, в том числе в целях реализации на практике предусмотренных законодательством прав профессиональных медицинских НКО (ч. 2-3 ст. 76 закона об основах охраны здоровья): на участие в аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий, в формировании аккредитационных комиссий и проведении аккредитации специалистов и др.;
- создание коммуникационной площадки для обмена информацией, мнениями, позволяющей оперативно проконсультироваться с коллегами (например, врачу районной больницы – с ведущим специалистом областного центра);
- обеспечение условий для непрерывного медицинского образования путем размещения на сайте организации или специально созданном портале научных публикаций, информации о дистанционных курсах, профессиональных конференциях, предоставление доступа к образовательным ресурсам и необходимым информационным справочникам (в том числе платным);
- утверждение единого для всех входящих в СРО медицинских организаций пакета документов, к примеру, для частных клиник – формы договора об оказании платных медицинских услуг, правил внутреннего распорядка и т. д.
Тем не менее говорить о масштабном развитии саморегулирования в сфере здравоохранения пока рано. Основными препятствующими этому факторами, по мнению экспертов, является недостаточная осведомленность о возможностях СРО и отсутствие мотивации самих врачей на участие в определении стандартов и правил осуществления профессиональной деятельности. "Институт саморегулирования важен для создания системы добросовестной конкуренции. Но эта система будет поддерживаться только тогда, когда каждый профессионал, работающий на рынке, будет понимать, что, действуя исключительно добросовестно, он сразу же получит конкурентные преимущества. Сейчас преимущество у тех, кто ничего не делает, а не у тех, кто несет затраты, чтобы соответствовать дополнительным требованиям", – считает руководитель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Константин Апрелев. Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что государство пока больше интересует не разработка СРО стандартов и принципов профессиональной деятельности, а возможности использования института саморегулирования для контроля за бизнесом и возмещения ущерба потребителям.
Ситуация может измениться после принятия законопроекта1, предусматривающего создание национальных объединений СРО, наделенных правом на разработку (без участия государства) отраслевых стандартов, а также возможность участия таких объединений и непосредственно СРО в подготовке нормативных актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности. Данный проект был внесен в Госдуму 9 ноября.
Источник: ГАРАНТ.РУ