О важности непрестанного профессионального развития и обогащения имеющегося набора навыков и знаний бесспорно утверждают все профессионалы медицинской сферы деятельности. Эта тема весьма актуальна и ныне. 19 декабря 2023 года состоялся вебинар Всемирной медицинской ассоциации по инициативе Всемирной федерации медицинского образования: «Стандарты получения последипломного медицинского образования. Вводный дискурс». Среди трёхсот участников из разных стран мира был Степан Фирстов – ассоциированный член ВМА и член Президиума «Общества врачей России».
Председатель комитета по учебным программа Великобритании, проф. Джанет Грант (Janet Grant) и профессор одного из университетов Великобритании, др. Анвар Али Кан (Anwar Ali Khan) рассказали о положительных и отрицательных сторонах образовательного подхода Всемирной федерации медицинского образования. Последипломное обучение – это фаза запланированной подготовки к своей специализации, которой предшествует несколько лет обучения в университете с получением диплома. Затем следует несколько лет работы младшим врачом общей практики. Именно в процессе последипломного обучения выпускника признают независимым врачом, получающим знания только из своей практической деятельности. В некоторых странах отсутствуют какие-либо требования к подобному обучению, но могут предъявить лишь некоторые критерии в рамках той или иной карьерной лестницы. Существуют разные системы и подходы, но необходимо их унифицировать. Всемирная федерация медицинского образования разработала перечень принципов и стандартов к системе последипломного обучения, которые доступны всем странам. Инклюзивность подхода заключается в гибкости системы, которую возможно адаптировать под определённые культурные особенности, проблемы, условия, цели, имеющиеся ресурсы, стадии развития и т. д. При формировании программы обучения учитываются мнение, интересы, область практики обучающегося.
Последипломное обучение в рамках Всемирной федерации медицинского образования включает в себя:
- миссию и ценность;
- учебный план;
- критерии оценки;
- информацию для практикантов;
- клинический надзор;
- образовательные и обучающие ресурсы;
- гарантию качества; и
- курирование всех проектов.
Однако помимо плюсов есть и отрицательные стороны. Например, заимствование образовательной системы может привести к опасности возникновения «экспортного образовательного колониализма», когда та или иная страна будет заимствовать образовательную систему, а не создавать свою собственную. В условиях гибкого подхода требуется особый опыт преподавателя, для определения которого пока недостаточно способов.
В любом случае, продолжение получения медицинского образования на протяжении всей жизни врача – это важный этап развития врачебного дела и системы здравоохранения в целом, который благоприятным образом скажется на здоровье пациентов и всей планеты.