18 февраля, в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему «Медицина и право. Врач и пациент». Модератором мероприятия был Председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья Дмитрий Морозов. В заседании, наряду с представителями профессиональных ассоциаций в сфере охраны здоровья, пациентских сообществ, руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации принял участие член Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, ассоциированный член Всемирной Медицинской Ассоциации Степан Фирстов.
Участники круглого стола обсудили правовые основы и культура отношений врача и пациента; вопросы дифференциации прав и обязанностей медицинских работников; права, обязанности и ответственность пациентов. Они также затронули такие актуальные проблемы, как судебная практика в отношении медицинских работников, а также защита прав пациентов и врачей в современных реалиях. В фокусе внимания экспертов оказались и другие правовые аспекты защиты жизни и здоровья медицинских работников.
Среди спикеров мероприятия были: заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ Владимир Жириновский и многие другие.
За круглым столом особое внимание уделили вопросам профессионального страхования врачей. Участники отметили такой пробел законодательства, как отсутствие закрепленного понятия врачебной ошибки. Лейтмотивом обсуждения проходила тема защиты врача. Было предложено несколько вариантов формирования правовой защищенности врачей, среди них выделялась точка зрения о важной роли профессиональных ассоциаций в этом вопросе. Альтернативное мнение предполагало создание особого госоргана, который должен встать между Следственным комитетом и врачами. Депутаты фракции «Единая Россия» в Госдуме предложили ввести обязательное страхование рисков врачей и создать в РФ институт независимых медицинских экспертов.
«Врач не может работать под постоянным надзором, боясь рисковать и назначить пусть даже сложное, но в каждом конкретном случае наиболее эффективное лечение», — сказал член думского комитета по охране здоровья Борис Менделевич.
Он напомнил, что недавно был принят федеральный закон о клинических рекомендациях. Этот документ вводит протоколы лечения, а алгоритм действий медицинского работника в отношении пациента будет четко регламентирован и расписан. «Обеспечивается именно на законодательном уровне… повышение качества оказания медицинской помощи за счет регламентации требований и протоколов лечения. Тем самым мы защищаем одновременно и врачей, и пациентов», — сказал парламентарий.
Следующим шагом, по мнению Менделевича, должно быть введение в РФ обязательного страхования профессиональной ответственности для всех медицинских работников. Парламентарий обратился к Минздраву с предложением всесторонне рассмотреть этот вопрос совместно с профессиональным сообществом и внести в Госдуму соответствующий законопроект.
Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль констатировал, что пациенты действительно защищены законодательством больше, чем медики. При этом жесткость наказания по отношению к медикам сохраняется. «Мы провели опрос: должен ли врач сидеть в тюрьме, если вред здоровью нанесен неумышленно? И даже пациенты в подавляющем большинстве ответили, что нет», — сообщил Рошаль.
Член комитета по охране здоровья Татьяна Соломатина предложила создать в России институт независимых медицинских экспертов, которые профессионально займутся изучением врачебных ошибок. В качестве примера она привела ситуацию, когда «врачи выполняли уникальную операцию, которую никто не делает в стране, а экспертизу проводит другой врач, который даже не знает о том, что может быть такая операция проведена». «Исход этой операции и сама техника этой операции зависит от того, кто провел эту экспертизу и каковы последствия принятого экспертного заключения», — отметила депутат.
Соломатина считает, что «необходимо ставить вопрос о создании в нашей стране института независимых медицинских экспертов». «Эта проблема сегодня назрела», — убеждена она. «Мы обращаемся в профильное министерство, чтобы подумать над этим и принять соответствующие решения», — сообщила Соломатина.
Также, по ее мнению, необходимо создание в структуре следственных органов специализированных отделов, занимающихся расследованием врачебных ошибок. «Чтобы расследовать такие дела, необходимо понимать основные принципы организации системы здравоохранения и оказания медицинской помощи», — уверена политик. Она полагает, что целесообразно рассмотреть вопрос об обучении лиц, которые будут рассматривать врачебные ошибки, базовым знаниям в системе здравоохранения. «Многие врачи сегодня уходят от решений, когда начинают задумываться над тем, что же произойдет, если они примут то или иное решение, но оно не будет соответствовать ожидаемому эффекту», — добавила Соломатина.
Резюмируя свои впечатления от участия в мероприятии, Степан Фирстов отметил: «Круглый стол в Государственной Думе еще раз наглядно продемонстрировал, что, к сожалению, пока никто не имеет готовых решений в направлении, вынесенном на обсуждение. Врачебное сообщество разобщено, а в пациентском все сильнее нарастает недовольство. При этом Минздрав молчит. Что касается результатов круглого стола, то конкретных решений принято не было. При этом хочу выделить тот факт, что многие из участников высказались за профессиональную страховку. Но она невозможна без правосубъектности врача. Говорили и о юридической неподготовленности наших врачей, о профессиональной слабости юристов в медицинских организациях. Считаю важным, что в стенах Госдумы прозвучало: профессионализм коллег могут оценивать только сами врачи, более квалифицированные коллеги».
В целом Степан Фирстов охарактеризовал круглый стол на тему «Медицина и право. Врач и пациент» как определенный шаг в продвижении основных положений профессионального саморегулирования в здравоохранении.