По статистике страховых компаний, которые занимаются проверкой больниц и поликлиник, за первую половину 2016 года врачи неправильно назначили лекарства пациентам 32,2 тысячи раз. Насколько эта цифра отражает реальное положение дел в медицине?
Страховые проверки проводятся в рамках системы обязательного медицинского страхования. Но проводят их не чиновники Минздрава, а независимые эксперты, которых нанимают страховые компании. Проверяющий должен иметь не менее 10 лет стажа работы по медицинской специальности — скажем, в прошлом быть кардиологом, иммунологом, хирургом, терапевтом, пульмонологом и так далее.
Эксперты руководствуются утвержденными стандартами, поэтому проверки проводятся по определенной схеме, с использованием компьютерных программ. Отсюда такие гигантские цифры нарушений, считает адвокат Лиги защиты прав пациентов Дмитрий Айвазян: «Страховые компании устанавливают нарушения, исходя из стандартов. Они прописаны по каждому заболеванию. При гриппе, пневмонии, нефрите и так далее надо назначать определенные препараты, а если вы назначили иные или некорректный аналог, то это считается нарушением. Такой формальный подход, с одной стороны, обоснован, потому что клиническая мысль может завести куда угодно, нельзя позволять врачу брать на себя всю ответственность за жизнь пациента. Но статистика — дутая, мне кажется, так как эти нарушения мало что говорят о качестве лечения».
Нарушений гораздо больше, чем в отчете одной компании, возражает член правления Лиги пациентов, доктор медицинских наук Алексей Старченко: «Ежегодно в системе медицинского страхования выявляется 10 миллионов дефектов, поэтому цифра в 32 тысячи меня нисколько не смущает. Наиболее частое нарушение — когда пациенту без оснований назначают более 5 лекарств. Назначение противопоказанных препаратов или с нарушением дозирования — это тоже серьезная проблема. Или назначается антибиотик без учета чувствительности микрофлоры к нему. И это тоже нарушение». Ошибочное назначение антибиотиков — наиболее частая статья нарушений.
Другой пример. От гипертонии помогают 180 схем лечения, а по стандарту их 10-15. А если у пациента сложная патология и сопутствующие системные заболевания, какую схему выбрать — по стандарту или по показаниям? Отсюда и нарушения, сетуют врачи. Кроме того, страховые компании отказываются компенсировать стоимость более дорогих препаратов, которые выписывает доктор. Стандарты качества оказания медицинских услуг действуют с 2012 года. Сейчас их частично отменили и готовятся пересмотреть. Участники медицинского рынка услуг надеются, что новые стандарты учтут интересы врачей, пациентов и страховщиков.
На эту тему
Министерство социальных дел Эстонии готовит законопроект, в рамках которого предлагается создать отдельный страховой фонд. Благодаря ему пациенты или их родственники, столкнувшиеся с ошибкой лечащего врача, смогут получить компенсацию, не дожидаясь суда. Новый фонд планируется запустить в 2018 году. Система выглядит следующим образом: в этом фонде будут зарегистрированы все действующие на территории Эстонии медицинские учреждения, которые в свою очередь будут обязаны платить страховые взносы. Таким образом, пострадавшие смогут рассчитывать на компенсацию, не дожидаясь решения суда и избежав судебных издержек.
Источники: radiovesti.ru, rus.postimees.ee