В Петербурге обсудили, как развивается сфера здравоохранения Северной столицы, и какие проблемы сегодня волнуют докторов и пациентов. Модератором встречи стал основатель и директор «Петербургского медицинского форума», кандидат медицинских наук Сергей Ануфриев.
О телемедицине
В России планируют легализовать телемедицину, что позволит консультировать пациентов в режиме онлайн. Впрочем, жители удаленных уголков Ленобласти могут рассчитывать на дистанционную помощь и сейчас.
— Консультирование ЭКГ проводилось на территории Ленинградской области в течение многих десятилетий, — говорит главный врач Ленинградской областной клинической больницы, д. м. н., профессор Татьяна Тюрина. — За эти годы дистанционно расшифрованы сотни тысяч электрокардиограмм, а значит, столько же пациентов получили рекомендации по лечению и в случае необходимости были госпитализированы.
Как телемедицинские консультации выглядят на практике? Все исследования приводятся удаленно, например, в межрайонных больницах или фельдшерско-акушерских пунктах. Затем при необходимости данные просматриваются областным специалистом, который формирует диагностическое заключение. Сегодня в таком формате осуществляется консультирование результатов компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и других методов диагностики.
— Если необходимо лечение в областной клинической больнице, заявка передается в отделение экстренной медицинской помощи и пациент доставляется к нам машиной скорой помощи или вертолетом санитарной авиации, — продолжает Татьяна Тюрина. — По-моему, это наглядно демонстрирует реальную пользу телемедицины.
То, что эффективная работа этого механизма важна для удаленных населенных пунктов, очевидно. А нуждаются ли в ней жители мегаполисов?
— Для Петербурга телемедицина важна как возможность получения второго мнения специалиста, — говорит заведующая кардиологическим отделением Мариинской больницы, доцент кафедры семейной медицины Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Марина Ерина. — Огромное количество медицинских и околомедицинских сайтов, которые пытаются решать вопросы удаленного консультирования и взаимодействия врачей различных специальностей, свидетельствует о большой востребованности этого формата. Но даже наиболее известные из этих ресурсов не обладают официальным статусом и юридической ответственностью перед пациентом.
— А вы знаете, что консилиум, как форма медицинской работы, в нашем городе почти исчез? — отмечает директор ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава РФ, президент Национальной ассоциации фтизиатров и Ассоциации торакальных хирургов России Петр Яблонский. — А ведь желание слушать мнения коллег, делиться своими знаниями и опытом, — свойство классного специалиста. Это неотъемлемая часть культуры медицинского учреждения. Главное — построить систему телемедицины так, чтобы она была доступна в самых удаленных уголках страны, позволяла быстро поставить диагноз пациенту, и чтобы врач сам хотел консультировать и консультироваться.
О модернизации и инновациях
По оценкам экспертов, за последние годы Петербург добился заметных успехов в модернизации медучреждений. Хотя далеко не всегда этот процесс проходит гладко.
— Появлению в медицинском учреждении дорогого современного оборудования предшествуют споры о том, окупится ли оно, сколько будет стоить его содержание, а при необходимости и ремонт. Но врач не должен обсуждать такие вопросы! Он не должен думать, где взять расходные материалы, томографы, ангиографы. Врач должен лечить людей, — считает главный врач клинической больницы святителя Луки, руководитель Городского центра эндоскопической урологии и новых технологий Сергей Попов.
В вопросах оснащения стоит перенять зарубежный опыт: например, в США, если клиника не имеет определенного оборудования и специалистов нужной квалификации (это все прописано в стандартах), она не получает аккредитацию. А у нас пациент не защищен от того, что клиника, где он лечится, может быть не оснащена должным образом или в ней нет врачей должного уровня.
— Вспомните ситуации с массовыми пострадавшими в регионах — их всегда везут в Москву и Петербург, а в идеале должны оказывать помощь на месте, — говорит главный врач клинической больницы № 122 имени Соколова, главный специалист-оториноларинголог ФМБА России, профессор Яков Накатис. — Но и сами медучреждения находятся в непростой ситуации. Чем мощнее они оснащены, тем тяжелее им живется в экономическом плане, потому что, имея дорогостоящее оборудование, они должны решать с его помощью определенные, довольно сложные врачебные задачи. А обязательное медицинское страхование не всегда предусматривает оплату дорогостоящих процедур. Да они могут быть и не прописаны, не входить в протокол обследования и лечения.
— Сегодня не только частные, но и государственные медицинские учреждения являются участниками рынка, — согласен генеральный директор саморегулируемой организации «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» Александр Солонин. — Им тоже приходится думать об экономике процесса и о том, какими медицинскими услугами дополнять свою деятельность, чтобы эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Многие проблемы могла бы решить государственная программа стандартизации и рейтингования медицинских организаций. Но у нас ее пока нет. Отчасти функции «внутрикорпоративного» контроля качества стараются взять на себя общественные и саморегулируемые организации. Однако это не замена, а полезное дополнение госмеханизма.
— Надзорные органы проверяют медицинские организации по принципу соответствия нормам и правилам и, если есть нарушения, стремятся выписать штраф. Но что в итоге? — задает вопрос Александр Солонин. — Чтобы понять, лучше ли медицинская организация стала работать, надо сравнить предыдущий год работы с последующим по всем критериям, а не считать количество зачастую формальных замечаний. Наша цель — повышение качества на основе стандартизации деятельности медицинской организации.
Об ОМС, ДМС и платных услугах
Границы между государственной и частной медициной начинают стираться. Бюджетники оказывают платные услуги, а частные клиники работают в системе ОМС. Стоит ли восстанавливать и строго охранять границы? Мнения наших гостей разделились.
— Почему-то сегодня ставится вопрос о правомерности оказания платных медицинских услуг в государственных учреждениях. Но часто именно туда стремятся пациенты за помощью высокого качества, — говорит Татьяна Тюрина. — Почему же нужно отказывать пациентам, которые хотят получить у нас платные медицинские услуги, в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством? Например, когда помощь оказывается сверх предусмотренных стандартов лечения, когда предполагаются улучшенные условия обслуживания или плановая госпитализация проходит без очереди.
И правда, ничего плохого в этом нет, тем более что сегодня и частным клиникам выделяются средства в системе ОМС, — пациенты могут лечиться в коммерческой клинике бесплатно. Красота! Только вот частная медицина органам здравоохранения особо не нужна. Считается, что она отвлекает на себя средства Фонда ОМС, а эти самые «органы» отвечают прежде всего за свои подведомственные медучреждения, которым тоже нужны деньги.
— Частная медицина воспринимается как нечто враждебное, — говорит главный врач «КардиоКлиники», советник председателя ФАС России по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении Надежда Алексеева. — С 2007 года мы ведем борьбу за то, чтобы нам разрешили оказывать людям помощь в рамках государственного задания, но бороться с чиновниками очень сложно. У нас конкуренцию подавляют, а ее надо развивать. Только тогда качество оказания медицинской помощи станет расти, а цены начнут падать.
— Вот ДМС так и получило своего «массового» покупателя — физических лиц, — сетует Сергей Ануфриев. — 90% полисов покупаются корпоративными страхователями (компаниями) для своих сотрудников.
Слова коллеги подтверждает и Петр Яблонский. У каждого человека сегодня есть право выбирать врача — это прописано в законе. Но направления в выбранные клиники получить сложно.
Источник: www.spb.kp.ru