В 2015 году для медучреждений разработают этические нормы поведения персонала. Об этом заявила вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец на заседании совета по вопросам попечительства в социальной сфере, прошедшем 25 февраля 2015 года. По словам Ольги Голодец, необходимо создать единый этический кодекс для всех уровней здравоохранения, начиная от регистратуры поликлиники и заканчивая учреждениями, где пациенты нуждаются в специальном уходе и заботе.
Вице-премьер добавила, что правила поведения должны быть выработаны не только для медработников, но и для тех, на кого не распространяются «врачебные» регламенты, например для сотрудников регистратур — на них поступает больше всего жалоб.
— Нужно, чтобы люди почувствовали вежливое, внимательное, корректное отношение к пациентам на всех уровнях оказания медицинской помощи, — подчеркнула Голодец.
Этический кодекс медицинского работника обсуждается на уровне общественных организаций и профессионального сообщества последние несколько лет. Однако конкретного документа, включающего систему санкций за допущенные нарушения, до сих пор нет. Пока большинство сходится на том, что врач, как заявила в конце 2014 года министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, «должен иметь высокую нравственную планку, быть умным, мудрым и добрым человеком».
Эксперты считают, что базовыми пунктами должны стать: запрет на употребление ненормативной лексики (впрочем, если ситуация прямо угрожает жизни или здоровью пациента, могут быть сделаны исключения), запрет на обсуждение ошибок других медиков и ограничение на обсуждение примеров других пациентов, даже в анонимном формате.
Многие частные клиники успели выработать свои собственные правила поведения врача.
— В нашей клинике запрещено говорить о причинах обращения пациента в присутствии посторонних, в том числе других клиентов клиники, — рассказал «Газете.Ru» пластический хирург, президент клиники The Platinental Aesthetic Lounge Андрей Искорнев. — Также нельзя обсуждать при пациенте ошибки других специалистов. Я считаю, что доктор не имеет права осуждать работу другого специалиста вне медицинского консилиума, поскольку самоутверждение таким способом может нанести урон репутации специалиста, а репутация — это все, что у нас есть.
— У нас существует кодекс поведения, где в том числе подробно прописано, как необходимо встречать, обслуживать и провожать пациента, — рассказал «Газете.Ru» к.м.н., научный руководитель Центров доктора Гаврилова Михаил Гаврилов. — Формат разговора по телефону регламентирован: не допускается грубое, безучастное отношение, а также формализм. Пациент должен получить ответы на все интересующие его вопросы. За неисполнение — штраф от 1 тыс. до 10 тыс. руб. Не поощряются беседы личного характера между сотрудниками на глазах пациента, приемы пищи, чаепития в зоне, где находятся посетители центра. Запрещаются любые выяснения отношений, публичные конфликты. Штраф от 1 тыс. до 10 тыс. руб., за последующие три нарушения — увольнение.
Разработкой этических норм поведения медицинского персонала должен заниматься не Минздрав, а общественные организации в тесном сотрудничестве с профессиональным сообществом, убежден профессор кафедры госпитальной хирургии №1 л/ф Первого МГМУ им. Сеченова, д.м.н. Евгений Ачкасов.
— При этом обязательно нужно определить, какие критерии есть у «хамского поведения», как измерить последствия, какое за это может грозить наказание, кто за этим будет следить и что может считаться доказательством. Например, как поступить, когда врач нахамил пациенту, у того поднялось давление, и поэтому ему выписали лекарство от гипертонии, хотя оно ему не нужно, — рассказал Ачкасов «Газете.Ru». — Также следует прописать отношения врачей не только с пациентами, но и с другими медицинскими работниками. А изучать эти нормы надо в медицинских вузах.
Источник: Газета.ru