За первые четыре месяца 2015 года показатель смертности населения в России увеличился на 3,7%.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил разобраться, что послужило причиной роста смертности, обратив внимание прежде всего на факторы, непосредственно связанные с медициной. Одним из таких факторов руководитель Минздрава Вероника Скворцова назвала врачебные ошибки.
Самые высокие показатели смертности выявлены в Курской, Липецкой, Ивановской, Орловской, Тамбовской областях и в Еврейской автономии. Как правило, связаны они с участками работы конкретного специалиста – это выявили проверки Минздрава, Росздравнадзора и ФОМС.
По словам Дмитрия Медведева, проблема сверхсмертности связана не только с руководством региона и района, но и с конкретным врачом. Председатель правительства подчеркнул, что врачу необходимо помнить об административной и уголовной ответственности за свои профессиональные действия.
Между тем, сегодня административную ответственность за действия врача несет руководитель лечебного учреждения. Врач, не будучи субъектом права, фактически ничем не рискует. Исключение составляют наиболее тяжелые случаи, когда дело доходит до уголовного преследования.
«Выявление врачебной ошибки возможно только при глубоком анализе и разборе клинического случая опытными врачами той же специальности, что и врач, который попал в сложную ситуацию, — считает учредитель НП СРО «Ассоциация травматологов-ортопедов Челябинской области» Степан Фирстов. — Сущность врачебной ошибки – искреннее заблуждение врача. Юристу без медицинского образования всегда крайне сложно разделить врачебную ошибку от правонарушения. Да и единоличное мнение эксперта-врача, основанное на имеющемся у него клиническом опыте, тоже будет ограничено и не всегда справедливо».
Выход Степан Фирстов видит в том, чтобы передать ответственность врача за свои ошибки особым образом организованному профессиональному сообществу – добровольным ассоциациям врачей по специальностям. Одной из функций таких ассоциаций должно стать страхование профессиональной деятельности в случае врачебной ошибки. Только так можно разграничить злой умысел и врачебную ошибку.
«Год от года ошибки врачей обходятся государству все дороже. Недовольство пациентов растет, а вместе с ним – и социальная напряженность, — говорит Степан Фирстов. — Отмеченный властями рост смертности связан и с размытой ответственностью врача, и с отсутствием справедливого наказания за действия или бездействие врача.
Однако справедливое решение в том или ином конкретном спорном случае можно вынести, только опираясь на коллегиальное мнение организованного профессионального сообщества».
Причем врач, по мнению Фирстова, совершенно не обязан отвечать за несовершенство организации процесса лечения, за материальное и лекарственное обеспечение. В идеале должно быть выстроено четкое разграничение ответственности между врачом и юридическим лицом (ЛПУ и др.). Спрашивать нужно с каждого за свое, — убежден учредитель первой в России СРО врачей одной специальности.